Статьи про социотехнику

Глава 1. Что такое сообщество

Что мы понимаем под сообществом

В этой главе даем определение: что мы понимаем под сообществом, почему мы здесь говорим о развитии сообществ и о неформальных средах.

1. Сообщество - очень широкое понятие.

Сообщества — широкое понятие о человеческих обще-житиях и о добровольно выбранном “времени вместе”. При этом, во всех смыслах понятия сообщества не обязательна субъектная направленность или осознанность, намерение к развитию или миссии. Само понятие сообщество шире, чем то, которое мы выделяем для себя и называем “субъектное сообщество”.
В современных реалиях плотной коммуникации и онлайн-деятельности подчас сильно размывается строгое определение “общежития” и “времени вместе”. Но мы интуитивно опираемся на ощущение “Я живу свою жизнь с этими людьми, мы вместе понимаем, что такое наша жизнь”, говоря о сообществах с широкой географией обитания.

2. Сообщество базируется на сильных и слабых связях

Сообщество базируется на сильных и слабых человеческих связях на основе доверия. Сила слабых связей — это концепция американского социолога Марка Грановеттера, согласно которой в межличностной коммуникации слабые связи имеют большее значение, чем сильные. Отражена в статье Грановеттера «Сила слабых связей», наиболее известной его работе.
Granovetter, M. S. (1973) «The strength of weak ties». American Journal of Psychology, 78 (6), pp. 1360—1380
Вполне на это опираемся. Это уже более менее стало мейнстримом.

3. Сообществам свойственна целостность

Что является общим категориальным свойством для любого сообщества — это целостность. То есть, сообщество объёмно охватывает разные аспекты человеческой жизни, оно, в существенной степени, целостно вмещает людей в себя.
Психология часто рассматривает человека отдельного, одного. А человек — существо социальное. Его субъектность существует как система отношений его деятельностей, связанных с окружающим миром и с людьми. Даже в условно одиночном заключении ситуация узника обеспечивается другими людьми, то есть обществом и сообществом вокруг.
Это первая часть утверждения — человек живёт среди людей, в человеческой культуре и цивилизации. Поддержание человеческой культуры и цивилизации:
  • в аспекте хозяйствования, то есть жизнеобеспечения,
  • в аспекте организации, времени, деятельности, реализации,
  • в аспекте досуга, культурного пространства, времяпрепровождения,
  • в аспекте эмоционального удовлетворения, отношений,
  • в аспекте символьно-духовной жизни
— это совместный процесс, а его результат — коллективная собственность. То есть, это создается не одним человеком в одиночку для себя, а создается совместно, коллективно.
Например, язык — это общее. Человек осваивает язык, и является его носителем, пользователем и субъектом в случае осмысленных высказываний. Но язык не принадлежит только ему, человеку. Язык одного — бессмысленен, потому что он никому ничего не передаёт.
Сообщество - это такое пространство людей, такая минимальная единица, которую уже можно считать носителем своей разновидности культуры. То есть, она может быть включена в бо́льшую жизнь, но у неё, у этой единицы, уже есть своя собственная жизнь, свои особенности. Минимальная единица того, что охватывает человеческую жизнь. Минимальная социальная единица, охватывающая жизненное пространство как отдельного человека так и людей целиком, в которой возможна целостность.
Итак, сообщество — это то, что охватывает целостный объём человеческой жизни.

4. Некоторые сообщества бывают субъектными

Само понятие сообщества шире, чем субъектные сообщества, — любая община в деревне тоже сообщество. Мы пытаемся выделить первым шагом общие признаки, а потом выделить те признаки, которые отличают именно субъектное сообщество.
Мы пользуемся в рабочих процессах определением: сообщество — это добровольно существующий коллективный субъект. Но это определение относится к субъектным сообществам, где субъектность проявляется в деятельности и во взаимосвязях. Про такие сообщества мы будем говорить и дальше, работая с таблицей «Развитие субъектных сообществ» (см. лекцию Мих. Кожаринова «Сообщества и метрики»).
Обсудим понятие целостность. Это нам даст потом возможность смотреть на таблицу «Развитие субъектных сообществ» и работать с переходами по колонкам и строкам.
Итак, сообщество — это минимальная единица, целостно охватывающая человеческую жизнь. Важно здесь — целостность.
Работа, как правило, не целостна - работа охватывает только конкретный прикладной аспект человеческой жизни. И в этом смысле рабочая команда, рабочий коллектив не охватывает целостно человеческую жизнь. Есть жизнь человека на работе, а потом он отдыхает, а потом он в отпуске, а ещё у него хобби.
Какие феномены охватывают целостно человеческую жизнь, кроме понятия сообщество? Есть понятия типа общество, но такие понятия огромные, они пытаются охватить жизнь больших групп или всех людей целиком, и в этом значении — человеческую жизнь.
Социотехника существует между социологией и психологией. Мы занимаемся вот этой серединой. Потому что большая социология, или философия, или гуманитарные науки пытаются взять универсальный уровень всех людей, человека как понятие, уровень большого общества, макроэкономики, мира, человечества.
С другой стороны, психология берёт человека как будто одного, как будто бы он один, фигура на фоне. Понятно, что некоторые направления психологии все-таки смотрят на систему отношений: семейная психология или транзактный анализ. Психология нужна, когда мы разговариваем с отдельным субъектом, как бы с его точки авторства. И всё равно получается, что его, человека, целостная жизнь не охватывается.
Именно поэтому сообщество у нас в фокусе — как некая середина между “отдельно один человек” и “большая универсальность” как человечество, в котором одного человека уже не видно.
Сообщество — это та единица, которая позволяет посмотреть на жизнь людей во всех аспектах, которые в ней существенны. Все типы взаимодействий, все типы взаимосвязей, которые важны для конкретного человека.

5. Сообщество тяготеет к тому, чтобы включить в себя жизнь человека целиком

Про целостный охват человеческой жизни мы утверждаем: сообщество способно целостно охватить человеческую жизнь. Или тяготеет к тому, чтобы целостно охватывать человеческую жизнь.
В качестве примера можно брать еще не субъектные, а более традиционные сообщества, где не обязательна осознанность, но есть:
  • общее хозяйствование,
  • общая культура проживания,
  • общие традиции,
  • общий уклад,
  • общий язык в его местечковых особенностях, вплоть до диалекта,
  • общая ритуалистика,
  • общий мистический / духовный / идеальный план, как бы он не был выражен,
  • общий досуг,
  • общие типы эмоциональной жизни,
  • общие традиции воспитания детей и среда, в которой дети растут,
  • общие традиции взаимодействия со стариками, похороны и болезни, т.е. поддержка слабых,
  • общие творческие аспекты как способы художественного самовыражения — какие у кого есть — ремёсла, песни, сказки, картины и т.п.
  • система организации, принятия решений — сход, староста, авторитеты,
  • система воспитания и включения молодёжи,
  • система обращения с имуществом, кооперирования, приумножения благосостояния.
Этот общинный пример показывает, что сообщество может охватывать аспекты жизни человека целиком. И человек внутри такого традиционного сообщества может вообще ни с кем, кроме своих, не общаться, не выходить наружу.
А дальше, с развитием современной культуры и ситуации, появляются другие типы сообществ. И понятие размывается. Есть размывание слова, а есть употребление его в новых условиях. Если мы утверждаем, что сообщество это некоторая базовая единица, то сообщество — это не только деревенское сообщество. Но и не всё что угодно, не любая какая-нибудь группа людей. Написано “сообщество автомобилистов”, а может оказаться, что это клуб по интересам или хобби, или творческий кружок.
Итак, мы говорим: Сообщество базируется на сильных и слабых человеческих связях и сообщество способно на целостность и тяготеет к целостности. Значит, если у людей узкоспециальная деятельность (рабочая, культурная, хобби, кружок) и эта деятельность принципиально не выходит за рамки этого интереса или функционала, то группа людей, объединенных только этой деятельностью — ещё не сообщество. Где такой кружок начинает обретать свойства сообщества?
Вокруг различных очагов человеческой деятельности могут начать формироваться сообщества тогда, когда объём человеческих связей выходит за пределы узкоспециальной области, то есть когда формируется эмоциональные и дружеские связи, взаимоподдержка за пределами функционала. То есть происходит расширение в сторону “мне небезразлично, болеешь ты или нет — я тебе помогаю”, “у него что-то случилось, и мы вместе ему радуемся”
Таким образом, мы смотрим на человеческие взаимосвязи, на происходящее между людьми: если возникают и развиваются между людьми сильные и слабые связи и их общность тяготеет к целостности охвата человеческой жизни, то это — сообщество.

6. Пять аспектов, в которых сообщество тяготеет к целостности

Что значит “тяготеет к целостности”? Выделяем 5 аспектов целостности:
1. Хозяйствование. Люди вместе хозяйствуют, вместе реализуют свои (в первую очередь материальные, но не только) потребности. Сообщество часто имеет устойчивые элементы совместного хозяйствования или экономического контура, опирающегося на общую деятельность (обмен вещами, внутренняя экономика, зарабатывание денег и распределение их внутри). Так или иначе, оно стремится охватить базовый хозяйственный, пласт потребностей, жизни людей.
2. Культурные практики. Культурный слой (обычаи, уклады). Духовный пласт, пространство самовыражения, творчество, искусство.
3. Информационный объем. Языковой, знаковый тип коммуникации (общие слова, смыслы, информационная среда)
4. Организационный (системы принятия решений, управление)
5. Этика границ. Взаимодействие на границе: между нами и другими, между нами и природой, между нами и городом. Культура взаимодействия с миром.
Часто у сообщества сильно проявлен один из этих аспектов, но оно стремится “добрать” и другие тоже. Редко бывает, что все развиты однородно.
Сила сообщества и внутренние связанности людей с сообществом определяются, во многом, тем насколько широко это сообщество охватывает их жизнь. То есть насколько оно, в этом самом движении к целостности, объёмно, насколько в сообществе проявлены разные аспекты. Проявленность различных аспектов целостности и их мощность — это во многом определяет силу сообщества и его значимость для участников.
На практике, по развитости этих аспектов мы отличаем, где сообщество, а где какие-то другие формы взаимодействия.

7. И теперь еще раз про сильные и слабые связи

Про сильные и слабые связи на основе доверия.
Сильные связи — это прямые личные отношения, взаимно признанные и взаимно значимые. “могу ночью позвонить”, “это мой друг”, “это мой муж”.
Слабые связи — косвенные “двоюродные” отношения: “Ты знаешь того, кого я знаю”, “мы входим в общий чат”.
Инстинктивно человек опирается на сильные связи. На базовом уровне безопасности человек обычно “падает” до сильных связей. Если их совсем нет, он чувствует себя очень одиноко, незащищённо, уязвимо. А если они есть, но у человека стресс, тяжёлая ситуация, то он склонен на сильных связях замыкаться. “верю вот только этим двум-трём”. Наличие только сильных связей еще не сообщество.
Когда человек о’кей и в ресурсе, то он ощущает, что сфера его жизни объёмная. И среда обогащает его самого и его сильные связи, при наличии достаточного объёма слабых связей. Например, в поезде человек стремится первично обнаружить слабые связи, чтобы люди вокруг перестали быть совсем инкогнито, раз я с ними уже взаимодействую, то хорошо бы установить, что между нами есть какое-нибудь сообщество, которое позволит нам этим слабым связям доверять.
Когда у человека большая энергия, большой ресурс, и его сообщество живое, в фазе открытия мира, то тогда он как раз стремится установить связи, расширить слабые связи своего сообщества, своего Круга, обогатить их информационно.
Почему в сообществе важна слабая связь, почему мы это упоминаем в определении?! Потому что именно в сообществе слабые связи являются основой доверия.
У нас есть много разных связей, в том числе слабых. Но именно слабые связи внутри сообщества дают основания для доверия. В отличие от рабочего коллектива, где слабая связь — повод для напряжения, или же она вообще ничего не значит…
Например, возьмем условный “клуб автомобилистов”. Пока это только клуб, пока я связан с этими людьми только через автомобили, то их родственник или знакомый — он мне никто, машину по доверенности я ему не дам. Но если наш кружок Автомобилистов начал перерастать в сообщество, и мы начали: помогать друг другу, ездить в гости, выручать в случае болезни, обмениваться чем-то помимо автомобилей, организовывать совместные тусовки детей, то есть, это объединение людей начало тяготеть к реальному сообществу, — то эти слабые связи начинают иметь значение и начинают вызывать доверие. И когда этот наш мужик просит помощи для своей тётушки, мы встаём и идем помогать.
Само по себе наличие слабых и сильных связей не гарантирует существование сообщества. Но внутри самого сообщества слабые связи становятся основанием для доверия, априорно эти люди воспринимаются как свои, потому что они “свои своих”. Это простое определение слабых связей внутри сообщества — “свои своих мне тоже свои”.
Формальные связи мы не рассматриваем отдельно. Формальная связь (начальник-подчиненный, формальные обязательства) либо приводят к образованию сильных, либо остаются слабыми.
Сверх-слабые связи в сообществе уже не будут работать. Хотя индивидуально человек может быть ориентирован на сверх-слабые связи, то есть быть сильным коммуникатором, и тогда он часто — на границе сообщества, переговорщик какой-нибудь.
Косвенные связи могут стать основанием для складывания сильных и слабых связей, но сами по себе они не определяют сообщество. А, например, в Движении — косвенные связи вокруг значимого интереса “вообще ролевик, скаут, радиолюбитель” — этого уже достаточно для маркирования тебя как своего.
Связи по большим идентичностям — например, “мы - русские”. Такого типа связи, если они не переросли ни во что реальное, не расширились за пределы знаковой сферы, ещё не работают как основание для доверия.

8. Как мы различаем сообщества

Различия сообществ: как на это смотреть? Чтобы сравнить сообщества, можно выделить узлы культуры сообщества, т.е. выделить основную тему, которой посвящена деятельность и коммуникация:
  • Обращение с сильными связями;
  • Обращение с слабыми связями. Аспекты разного типа культур сообществ проявляются через этику поддержания и выстраивания слабых связей. В одних сообществах важно родство до шестого колена, в других важна социальная репутация и её чистота…
  • Способы организации времени. Предпочтительные, одобряемые, желаемые. Приоритеты в типах структурирования времени — что надо с временем делать.
  • Ритуалы в тех или иных формах. Характерные для нас ритуалы и типы времяпрепровождения, ведущие к близости.
  • Отношения между близостью и деятельностью. И если у сообщества с этим бардак, то вокруг начинается тоже бардак, особенно это проявляется на переходах и в процессе реструктуризации.
  • Культура границ. Выше мы выделили ее в отдельный аспект, но в культуре сообщества этика границ точно будет отражена.
  • Практики взаимодействия поколений. Социологические поколения, в смысле генерации людей в сообществе, или возрастные поколения, отношения к поколениям — к детям, старикам. Мы имеем к этому отношение, не имеем, мы предполагаем, что мы стареем, мы не предполагаем, что мы стареем.
  • Мифологемы.
  • Распространённые сюжеты переходов, маршруты.
  • Язык знаковой системы, символы. Байки, героические истории.
  • Ритмика событий
То есть, можно сравнивать вот эти достаточно понятные аспекты, которые вполне получается на практике описать, иногда изнутри, иногда извне сообщества.

9. Как отличить субъектное сообщество от не субъектного?

Отличия субъектных сообществ от других типов сообществ. Главные параметры субъектного сообщества:
  • оно стремится осознать себя, своё место в мире вокруг, то есть оно смотрит не только внутрь, а стремится осознанно смотреть на своё место в более широком контексте;
  • у него есть интенции, связанные с его ценностями — стремление нечто сделать, изменить, реализовать;
  • у него есть потенциал собственного развития через деятельностные задачи. То есть задачи на самовыражение и самореализацию доминируют над задачами на самосохранение. Сообщество начинает вести себя как субъект, потому что у него есть намерения, и оно пытается их реализовать за пределами просто поддержания статус-кво и консервативной передачи;
  • у него есть интенция на развитие и поэтому оно является, в первую очередь, адресатом в разговоре о развитии
  • у него есть свои намерения на внешний мир и стремление изменить ситуацию вокруг себя. И поэтому оно требует перспективы договороспособности с другими. Ситуации, где речь идёт уже не об одном сообществе, а взаимодействии сообществ, каких-то бОльших системах и метасистемах, институциях, где мы переходим в зону “место сообщества в обществе”
Именно субъектные сообщества нам интересны потому, что эта работа с образом будущего. И мы считаем что они станут единицей того образа будущего, к которому мы идем.

Заключение

Итак, мы более менее определили, что мы имеем в виду, когда говорим “сообщество”, как его описывать и на что смотреть. Ура! Спасибо, что читаете.