Здесь мы рассказываем, что делает социотехник и на что он опирается внутри себя. Главное в статье - про место мифологемы, про сюжетное мышление и про то, зачем многим в группе осваивать социотехнику, почему не достаточно одного-двух специалистов.
Социотехника — это деятельность
Социотехника — это прямая практическая деятельность по развитию человеческих общностей. Деятельность по сознательному выстраиванию группы: её взаимодействий, взаимосвязей, культуры и структуры.
Социотехника — это воздействие. Не наблюдение, не описание со стороны, не теория, это собственно сама деятельность по созданию и развитию взаимодействий в человеческих общностях.
Мы относим к социотехнике несколько линий или типов деятельности. Социотехникой занимаются все те, кто собирает какие-то человеческие группы под задачи и направляет внимание не на продукт, а на типы человеческих связей и на процессы, которые происходят в этих человеческих общностях. Многие, кто с нашей точки зрения занимается социотехникой, не называют себя социотехниками, а описывают через другие определения.
Социотехника и политтехнология
Мы выделяем собственное рассмотрение социотехники и людей в социотехнической деятельности на фоне того, что часто этот термин применяется как “технологические манипулятивные практики управления поведением людей” для создания или управления электоратами в отношении политических реалий.
Почему одно слово и там, и там?! Часть пониманий и моделей, которые интуитивно приобретаются или осознанно используются социотехниками, к которым себя относим мы, и теми, кто используют этот термин манипулятивно-политическим образом, — для нас всех это общая база знаний. В этом смысле фокус внимания действительно на одном и том же: как люди взаимодействуют, как они со-организуются, как принимают решения, как реагируют на какую-то информацию или порождают, преобразуют, обрабатывают информацию, и на основе такой информации действуют и распространяют дальше. Поэтому для ясности мы предпочитаем называть второй подход “политтехнологией” в широком смысле слова.
Предмет и зона реализации социотехники
Мы обозначаем, что предмет и зона реализации социотехники существует между двумя слоями: психология как взгляд на “я”, с одной стороны, и социология или философия общества как взгляд на большие массы, с другой стороны. Социотехника — посередине, там, где есть группы — от малых до больших.
В современном языке сюда добавляется еще один слой, состоящий из понятий: среды, экосистемы, сети, движения, которые объединяются в бо́льшие целостности и в этом смысле приближаются к понятию общество, то есть смыкаются на верхнем слое с науками об обществе, с практиками взгляда на общество.
В книге Кордонского и Кожаринова “Опыты неформальной социотехники”, например, уже есть эти крупные единицы: система и движения.
В фокусе внимания социотехника — общность, условно до числа Данбара. То есть, когда мы можем все эти связи индивидуализировать, можем выделить и общее, и все различия индивидуального характера. И в этом плане про социотехника правильно сказать, что он работает с конкретными людьми (как и психолог/лидер/участник группы), и при этом имеет дело вот с этим слоем их “мы”, их общности.
Вводим понятие мифологема
Поскольку мотивы, намерения и способы действий человеческих индивидов и групп в большой степени определяется системой их убеждений и мировоззрений, то и работа с групповой системой во многом опирается на определенные виды мировоззрений и различается основаниями этих мировоззрений.
Основания мировоззрений, которые недоказуемы, но являются основой для дальнейших рассуждений и разворачивания связей и смыслов, мы называем мифологемами.
Важно, что в данном случае мы опираемся не на вымышленность мифа, а скорее на его объемность, целостность и данность не только в рациональном восприятии, но и в переживании, т.е. на его синтетическую природу, соединяющую реальность, сознание и чувствование.
Поэтому, дальнейшее рассуждение о социотехнике и о нашем подходе опирается на ряд базовых мифологем. Общей для нас и для групп, похожим образом работающих в социотехнике, мы считаем мифологему развития.
Понятие развитие
Мы считаем, что социотехник работает не как наблюдатель, но как рефлексирующий. То есть, у него есть и должен быть наблюдательный фокус. Если он что-то сознательно делает, то ему надо это рефлексировать. Если он к чему-то стремится, то ему надо на это смотреть.
Сами задачи, которые решает социотехник, могут быть очень разные. Если это деятельность изнутри, то задачи связаны с задачами общности группы, её целями и намерениями. Но между всеми задачами есть важное общее — понятие развитие группы, развитие сообщества.
Мы как социотехники смотрим на то, с чем мы работаем, как на то, что развивается или может развиваться.
Есть два принципиально разных фона, на которых существует наше понимание про развитие.
Один фон — динамика группы, это некоторая данность, некоторая статика: “вот какая-то группа сложилась, она такая сложилась, такая есть, такая будет всегда пока не развалится”. Это автоматические характеристики, которые возникают в тот момент, когда группа появляется. Они объясняются тем, как группа появилась, или из кого она состоит, или в какой ситуации она возникла. И группа весь цикл своего существования именно такая и будет, и когда-нибудь закончится или развалится, потому что больше не сможет быть такой. Есть похожее представление о людях — как человек родился, сложился, вот дальше он такой всегда и будет, пока не умрет.
Мы говорим — это не так. В нашем представлении — если участники группы так смотрят на ситуацию, то и держат группу в этих рамках и стереотипах, и бо́льшая часть процессов, которые в группе происходят, просто не попадают в поле внимания. Это примерно похоже на понятие жесткого сценария по Берну.
Другой фон — развитие есть и возможно.
Развитие субъекта и развитие группы
Мы утверждаем, что развитие группы не тождественно, хотя и связано, с развитием отдельных её участников. Ступени развития отдельного человека и ступени развития группы — разные, это разные модели. Даже в пределах нынешней ступени развития большинства участников группы можно сделать целый ряд шагов по развитию самой группы, а можно не сделать. Можно даже справиться организовать себе группу, которая по уровню и качеству взаимодействия и групповых процессов будет на более низкой ступени, чем большинство её участников, и им всем будет дискомфортно. Но если воспринимать это как данность “какая есть, такая и есть”, то по сценарию справиться с этим будет невозможно.
А можно создать группу, которая будет развивающей средой для части участников. Которая развивает не их лично, но их паттерны взаимодействия. У каждого есть опыты и паттерны взаимодействия с другими, и если группа развивается, то развивается и разнообразится эта зона у каждого. В социотехническом поле важно, что это именно про взаимодействие, про умения выстраивать взаимодействие.
Мифологема в базисе
Сейчас в базисе нашей работы появилась еще одна мифологема, она менее общая для всех, кто вообще работает с группами в логике их развития. Это направление, базирующееся на нашем рассмотрении, на опыте нашей работы.
Мы видим современный мир, современную ситуацию в культурном и интеллектуальном поле, как такую мифологему: в человеческой культуре вначале возникло “мы”, которое было одинаково “я мы”, “я равно мы”. “Я” отдельное из него почти не выделялась.
И дальше шёл процесс, во-первых, увеличения количества “мы” по мере развития и усложнения человеческого общества, а во-вторых, выделение из него всякого “я”. Но параллельно, в фоне, куда менее осознанно, стало появляться и выделяться “оно” человеческого общества. Вместо этого “я мы” и отдельно “я” стало появляться “мы- оно”, это не совсем “оно”, но в некотором роде это такая сила, природа.
С появлением общественных наук XIX в. “оно” становится чем-то бо́льшим во что мы вмещены, только, в отличие от природы, скорее механическим, такой Левиафан. Некоторое человеческое массовое, которому мы все вроде бы подчинены, которое явно противопоставлено “я”. То есть, если “я мы” было поддерживающим “я” и важным и ценным для “я”, таким материнским, то вот это “оно” — наоборот как бы прямо противопоставлено “я”, и дальше начинается противопоставление “я” - “общество” периода романтизма и модерна.
В этом смысле появились на самом деле три сущности. И достаточно долгое время эта средняя сущность “я мы” дискредитировалась и теневым образом выпадала из сознания, прилепляясь либо к “я” либо к “оно”. Причём часто произвольно прикрепляясь, как попало.
Когда семья мне мешает, то она - “оно”, она как общество, которому я противопоставлен. Когда семья, наоборот, для меня источник, то она как “я” на фоне противопоставленного нам общества, она часть меня.
Это довольно специфический беспорядочный процесс последних десятилетий. Наш фокус внимания в том, что важно как раз обнаружить, вернуть “наше” как фигуру, то есть сделать явным образом поле тройственным. Выделить в нём, что есть “я”, есть “мы” и наше, есть общее, общественное — “все”, чтобы его не превращать в “оно”.
И важно частично убрать демонизацию “оно”, которое и правда сильно более механическое, и с ним работают эти самые политтехнологи. Но в нём и наша большая культура, в нём и наши универсалии, в нём и глубинные онтологии, в нём и человеческая природа в своём творческом проявлении, но его труднее охватить, как всякое большое, как всякое всеобщее. И поэтому по поводу “оно” много спекуляций, на него трудно смотреть.
И мы здесь видим, что наш путь через социотехнический взгляд — это возможность по-другому дифференцировать большое “оно”, иметь с ним дело как бы из другой позиции, из другого фокуса.
Если взять объем вложенных множеств “я – моя группа – человечество”, то психология смотрит на “я” из этой триады, иногда смотрит на “я – мы” в конкретной связке партнёрских или родительских отношений. Общественные науки, в своём положительном изводе, смотрят на “мы – все”, на общечеловеческое “все”. Социотехника, с нашей точки зрения, стоит в позиции “я – мы – наша жизнь” и смотрит именно на “я – мы”, смотрит на эту среднюю сущность.
Те подходы, которые опираются на разные версии комньюнитаризма, очевидно также опираются на эту мифологему.
Рабочая гипотеза: сюжет как единица социотехники
Сейчас мы работаем с гипотезой, что оптимальным языком для социотехникики является сюжетный язык и сюжетное мышление. И, вероятно, если эта гипотеза подтвердится, и наше продвижение будет продуктивным, то это позволит сформировать следующую мифологему. А пока сюжетное мышление еще не мифологема, а скорее рабочая гипотеза.
Гипотеза: единицей является “сообщество” как тот кто действует, и “сюжет” или “сюжетная арка”, как то что делают социотехники.
По аналогии: в игротехнике единицей являться игра. В инженерии - работающее устройство или его серийный выпуск. В социотехнике - сюжет, которые начался, случился и закончился с неким сообществом.
Можно ли социотехнику свести к алгоритмам (ИИ нас заменит)
Социотехника — не технология, она скорее методология. Это подходы, конкретные инструменты, которые каждый будет собирать сам и разворачивать относительно своей конкретной ситуации, проделав собственный синтез. Поэтому, мы не видим возможности технологических алгоритмов и рецептов на все случаи жизни, которые бы легко автоматизировались.
И здесь уместно сказать о принципиальном различии политтехнологий и социотехники.
В область действий политтехнологий, как и бизнесов-алгоритмов, входит идея про массовость, и в этом смысле про автоматичность. То есть, статистически в человеке, и в человеческих общностях, и в наших механизмах взаимодействия, и в наших паттернах взаимодействия существует автоматичная часть, связанная с нашей природой. И массовые влияния — то, что будет действовать на всех, средовые вещи, “статистические”. В поле внимания всего технологического попадает только это — автоматически работающее. Исключения, а их очень много, как бы вываливаются. Поэтому, политтехнологи возлагают большие надежды на ИИ и автоматические алгоритмы.
Та часть, тот подход, те основания социотехники, которыми занимаемся мы — эта часть про сочетание закономерностей и уникальности. Есть закономерности, которые нельзя отрицать, которые есть как в природе, так и в культуре, но на их фоне есть множество уникальных различий, которые возникают из зоны свободы, и зоны обращения с этими закономерностями конкретных людей, конкретных групп и конкретного исторического момента — “кто, где, когда”. Поэтому, в области наших подходов, вероятность замены собственных знаний и действий людей на ИИ — крайне мала.
Наша позиция в социотехнике. Кому и зачем социотехника нужна
Наша позиция в социотехнике — это позиция осознанного развития. Как и в других наших практиках, направленных на индивидуальную часть, как и в общественном поле, как и в ЭШЭРе в эволюционном развитии, так и в социотехнике мы также стоим на позициях желательности положительного образа осознанного развития людей и их свободной творческой проявленности в своей жизни, в том числе, в своей социальной жизни, или в своей со-общественной жизни.
Таким образом, мы считаем, что социотехника нужна абсолютно всем! Потому, что люди — социально групповые существа.
Конкретно сейчас, в нынешней практической фазе — социотехника нужна тем лидерам или участникам конкретных групп:
у которых есть желание улучшить качество своей группы,
кто хочет собирать новые группы для реализаций своих проектов
кто помогает развиваться другим группам как коллективам проектов, как сообществам или как командам и клубам
кто думает о новых социальных отношениях, о развитии человеческого общества на гуманистических основаниях.
И это отличается от позиций тех, кто фокусируется только на индивидуальном развитии и стоит на позициях “каждый отвечает только за себя, только своим развитием занимается, а уже потом из всех этих развитых индивидов сложится развитое общество”. Мы думаем, что этот путь не очень реалистичен, и в любом случае, это очень долгий и медленный путь. Практика показывает, что есть два параллельных не тождественных и неодинаковых друг другу процесса: развитие отдельных людей и развитие человеческого пространства между людьми, пространства взаимодействий, вот этих самых “мы”. И социотехника относится к человеческим “мы”.
Модели и инструменты из разных областей, которые осмысляет и применяет социотехник
Мы черпаем из различных дисциплин и берем все что полезно.
Педагогика: субъект–субъектная педагогика, гуманистическая педагогика, работа с группами, с коллективами, со сре́дами.
Андрагогика: самостоятельное образование взрослых, поведение людей — мотивированных и взаимодействующих с задачами самообразования.
Организационные модели: формы работы с организациями и с развитием организаций, управленческая культура, вопросы организации деятельности, относящейся к типам взаимодействия.
Психология: ряд психологических моделей, которые работают со взаимодействиями, например, с транзактными взаимодействиями.
Социология: модели социологического знания про образы жизни: социология повседневности, понятие фреймы, изучение культурных практик, городская социология.
Культурологические модели как изучение закономерностей существования культур: развивающиеся сюжеты и мифологемы, возможности формировать процессы через описания и нарративы, культурные практики на стыке с этнографией и антропологией, выражающие внутренние взаимодействия общности. Это про динамики идентичностей, про межкультурные взаимодействия, кросскультурные взаимодействия — такие аналогии о взаимодействии разных культур, которые в первую очередь наблюдались в этнографии и культурологии. В социотехнике существует много вопросов, которые лучше всего описываются именно этим языком: культура одной группы, культура другой группы, столкновение групповых стилей и групповых культур, возможность их взаимодействия на границах.
Онтологические, психологические, философские модели развития людей: Спиральная динамика, Лестница странников и т.п. То есть модели, работающие с закономерностями развития, закономерностями ступеней, этапов и переходов. Такие модели, которые позволяют сформировать язык, позволяющий говорить в динамике: “мы были ту́т, у нас были таки́е причины, теперь мы находимся зде́сь, мы можем делать вот это́, и это зона нашей свободы и возможностей, и мы можем двигаться туда́”
Общечеловеческая философия
Мировая духовная практика: осмысление опыта веры и практик, опирающихся на веру, направленная субъектная трансформация.
Зачем вам— социотехника
Что обращено именно к этим людям в очень конкретной ситуации — так выглядит работа социотехника, или того, кто не работает социотехником, а делает что-то другое, реализуя свою или общую групповую задачу, но опираясь на социотехнику, чтобы работать с полем этой группы осознанно. Это могут делать все участники группы, это может быть распределенное знание на всю группу. И наш интерес как раз в этом, чтобы это было не “мне”, а “нам” известная задача, и мы все вместе обращались с этим творчески и субъектно.
И тогда “что у нас изменится?”. Изменится сознательность того, что мы делаем и зачем мы это делаем, возможность смотреть на результат наших действий и пространство наших взаимодействий как на зону, с которой мы можем обращаться. И возможность формировать в ней те качества, которые нам нужны и важны, опираясь и на понимание закономерностей, и на творческое пространство нашей интенции, на возможность создавать и порождать новое.
В этом смысле ответ на вопрос “что изменится” или “зачем мне это нужно знать” примерно похож на вопрос “зачем мне работать с психологом, если я не больной” относительно моей собственной жизни. Только здесь он относительно нашей совместной жизнедеятельности в группе. Подход здесь примерно тот же:
“зачем мне понимать что-то в собственной психологии”,
“зачем мне знать что-то о собственном организме”,
“зачем мне понимать что-то о своем мышлении и в том, как я решаю жизненные задачи”,
“зачем мне разбираться с тем, как я что-то делаю и как я достигаю результата”,
“зачем мне когнитивная стратегия, понимание как я учусь”
— затем, чтобы действовать качественно и понимать, как мне это делать более качественно.
Также и здесь — “зачем мне или нам как группе понимать про социотехнику” — затем, чтобы нам как группе делать то, что мы хотим и жить так, как мы хотим, с более высоким качеством!
Да, есть автоматически характерные закономерности поведения людей, а с другой стороны есть всё поле нашей свободы и нашей осознанности, нашей возможности быть. Да, можно пытаться обращаться с группой в спектре от манипулятивного до педагогического, привести её куда надо, но дальше встает вопрос этики самого социотехника или лидера как участника группы: делать осознанно, или часть делать осознанно, или осознавать потом, а пока вести “во благо” педагогически…
Для лидера или для социотехника внутри группы возникают ровно те же вопросы:
осмысленность или бессмысленность движения группы;
объём объяснений всем новым участникам группы всех подробностей групповой осознанности;
работы только с лидерским ядром, или работы только с теми, кто уже хочет и готов
и так далее и далее…
И весь этот спектр и правда актуален, как он актуален и в психологии, и в педагогике, и в просветительстве, и в других сферах гуманитарной работы людей и человека с самим собой.
Зачем многим в группе осваивать социотехнику, почему недостаточно одного эксперта
Если достичь ситуации, когда у нас есть группа, у этой группы есть задачи на реализацию и на собственное развитие, и вся эта группа осваивает социотехническую базу, то есть все в группе знают хотя бы базово социотехнику, то будет происходить то, что в индивидуальном случае называется осознанное развитие. То есть у них будет:
язык, чтобы говорить о групповых процессах между собой,
возможность смотреть на это, ставить сознательные гипотезы,
ясное пространство осознанного действия на групповую динамику,
возможность выделить пространство для творческого действия
возможность подстроить, эффективно минимизируя затраты, автоматические процессы, так чтобы тратить меньше энергии и повысить КПД на задачи, а не против них
возможность работать со своими кризисами
Если все вышеназванные процессы в группе происходят, то она с вероятностью выработает свой язык, для того, чтобы об этом говорить. А ценность общего языка в том, что это нужно для межгрупповых встреч, для возможности обмена между группами наработками своего развития, взаимообогащения и партнерства, что отвечает нашей задаче, которую мы формулировали в мифологеме выше про “мы” и “общее”. И это является для нас самостоятельной ценностью — возможность соотноситься и делиться рефлексией собственного движения и развития.
В нашем собственном опыте ярким положительным примером является встреча групп питерского ядра (Дом Средний / Команда ЭШЭР) с московским ядром команды “Солинг”. Диалог, результатом которого в 2014 году стал Метаверситет.
Заключение
Социотехника - активное воздействие сразу многих людей на происходящее с сообществом. Очень важны мифологемы, вокруг которых собрано сообщество, и среди них важна мифологема целого, общей жизни, нужности и полезности совместного с другими людьми. Тогда вся группа и сообщество оказывается в состоянии понимать, обсуждать что с нами происходит, что с этим делать и какое наше место в мире, а следом - и как нам менять этот Мир.