Метаверситет

Отчет за 2019–2020 год

Отчет охватывает период с 1 июня 2019 по 15 июня 2020 и отвечает на вопросы: Что Метаверситет cделал за это время? Зачем мы это сделали? Какую ценность мы создали?
Что мы такое
Метаверситет — социально–предпринимательский проект.

Мы создаем среды и форматы для развития людей, команд и сообществ.
Что такое Социальное предпринимательство —смотри ссылка на Википедию
Развитие — переход из более простого состояния в более сложное, качественное увеличение возможностей.
Среда — связное пространство для действия.
Формат — способ взаимодействия субъектов, о котором они договорились, добровольно ими соблюдаемый.
Зачем?
Метаверситет существует для того, чтобы приближать будущее. Занимаемся для этого обучением (помощью в развитии) людей, сообществ и организаций.
Мы видим, что общество находится в системном кризисе перехода от предыдущего социально-экономического уклада к новому. Идёт борьба за образы будущего. Многие чувствуют, что сейчас то время, когда можно многое изменить в существующем общественном порядке. Но при этом далеко не все предлагаемые образы будущего нас устраивают.

Мы хотим взрастить здоровое, человечное, и при этом сложное и счастливое общество, живущее в согласии с миром.

Для нашего образа будущего важны следующие акценты:
  • Преодоление угнетения (говоря языком Фрейре и К. Штайнера).
  • Мир многообразный и сложный.
  • Принятие решения вместе всеми, кого это касается.
  • Принцип развития — сохранение динамики познания и изменения. Мир устойчивого развития (развитие существующего поколения не разрушает возможности развития последующих, но развитие при этом происходит).
  • Мир с достаточно свободными границами (свободнее, чем сейчас).
  • Сила сообществ: они становятся главной социальной единицей. У них есть свой голос, как и у людей. У каждого человека есть опора на сообщество
Метаверситет существует для того, чтобы приближать именно такое будущее через обучение (помощь в развитии) людей, сообществ и организаций
Подробно наша позиция описана в статье «Наше видение».

Что конкретно?
Виды детельности
  • Метаверситет разрабатывает и проводит тренинги и курсы для обучения «soft skills» подростков и взрослых. В основе системы — развитие у участников 1) субъектной позиции; 2) совместного мышления; 3) управления ресурсными состояниями; 4) кооперации и коммуникации.
  • Разрабатывает и проводит игры живого действия как форму соучаствующего искусства. Как правило, работаем с темами этики и парадоксами в связи с гуманистическими ценностями.
  • Консультирует и поддерживает социотехнические процессы: цифровую трансформацию ВУЗов, проектные конкурсы, развитие отраслевых экосистем.
  • Организует события, связанные с новыми формами образования (Склад Ума) и коллаборации для создания сред развития (построения образовательной экосистемы).
Направления
Основные крупные задачи, которые мы решаем:
  1. Развиваем людей и команды. Помогаем сообществам оформиться и стать «сообществами развития» (intentional community).

  2. Развиваем экосистему. Налаживаем связи между сообществами и организациями, командами и проектами, наращивая принцип доверия и устойчивого партнерства, «игры вдолгую». Встречая и принимая культурные различия.

  3. Способствуем созданию IT-инструментов для масштабирования практик доверия (от «я тебя лично знаю» к чему-то большему). Примеры таких инструментов: Couchsurfing и шеринговые платформы, Мериттерра и, собственно, платформа оценки компетенций Метаверсити.

  4. Развитие сообщества-протопии, которое уже сейчас проявляет черты сообщества в желаемом будущем. «Эксперимент на себе».
1. Развитие людей и команд: тренинги, курсы, лагеря и погружения для подростков.
Главное: провели погружение для 500 учащихся Хорошколы (Москва), провели множество тренингов по soft skills для взрослых (управление ресурсными состояниями, субъектная позиция, мышление, коммуникация / кооперация).

За год на таймпеде Метаверситета 1054 уникальных регистраций, 359 – больше, чем один раз. Это активное ядро нашей аудитории. Всего за этот год мы провели более 300 часов тренингов.
Провели выездные и городские тренинги:
  • Управление ресурсными состояниями
  • Динамика группы для педагогов
  • Технология создания авторских курсов
  • Практикум коммуникации «Мы–пространство»
  • Курсы по игротехнике для вожатых и педагогов
  • Скрайбинг и визуальная фасилитация
  • Искусное участие в группе — «Источники власти. Динамика группы»
  • Обучение решению открытых задач для мышления работников ВУЗов
  • Обучение подходу ЭШЭР педагогов альтернативного образования (Минск)
  • Коммуникативный практикум «Школа Игрока» — регулярные занятия в течение года
  • Практикум совместного мышления «Интеллектуальный фитнес»

Подготовили и провели недельное погружение, запускающее учебный год в Хорошколе (Москва) для 500 школьников.

Проводим онлайн-обучение учителей «Трансформация образования: от контроля к доверию» совместно с Директорией.
Что дальше? Продолжаем вести тренинги, осенью запускаем систему подготовки команд для социального предпринимательства (часть «экосистемного акселератора»). Сейчас ведем переговоры с партнёрами и ищем софинансирование для увеличения масштаба.
Что говорят участники тренингов и курсов
Результаты тренингов очень зависят от тех задач, которые люди сами ставили. Поэтому очень велико разнообразие и разброс.
2. Развитие экосистемы: навигаторский подход, исследование кооперации и состояния связей
Главное: провели 3 образовательных марафона «Склад Ума» и участвовали в проведении конкурса блиц-проектов для 1000 школьников в Москве. Провели исследование экосистемных связей с ближайшими партнёрскими сообществами и разработали оригинальную модель экосистемы, учитывающую более ранние и партнёрские разработки.
Провели 3 образовательных марафона «Склад Ума» (май, октябрь, январь. В мае 2020 года не смогли провести марафон из-за «режима самоизоляции»). Суммарно в них приняло участие более 1000 человек, более 100 ведущих образовательных площадок. Сайт марафона: ссылка.

Что такое «Склад Ума»: за один день вы сможете познакомиться с лучшими образовательными практиками города и увидеть, кто что делает. У кого и чему вы хотите учиться. Событие бесплатное

Вместе с московским образовательным бюро «Солинг» провели конкурс блиц-проектов для РЭУ им. Плеханова (факультет «Капитаны России»), в основе механики конкурса — кооперация проектных команд на этапе реализации краткосрочных социально полезных проектов.

Провели дистанционную школу навигаторов в образовании в октябре-декабре 2019 и в марте-мае 2020 года. Обучение прошли более 50 специалистов в образовании из разных регионов России. Задача — обучение практиков работе в навигаторском подходе, мышлению из будущего, построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Осенью 2019 провели форсайт «Образование: 2019-2040», чтобы скоординировать планы акторов в горизонте 3-5 лет на основании общего представления о будущем. По ссылке — результаты и описание методологии.

Провели отдельные блоки на событиях партнёров, в том числе игру на Байкальском экологическом форуме, ряд игр в программе «Гражданской игротеки», организованной нашим партнёром – сетью образовательных и просветительских неформальных проектов «Трава» (https://trava.education/).

В марте 2020 провели мастер-класс и игру "Социотехника развивающей деятельностной среды" на конференции ПИР Сибирь 2020.

Провели цикл обсуждений способов взаимодействия партнеров в экосистеме и затем исследование реальной практики взаимодействия трёх ядер образовательной экосистемы Петербурга (Формула Единства, Трава, сообщество Метаверситета).
Что дальше:
На базе проведённого исследования мы разработали модель, помогающую налаживать связи. Планируем подготовить и провести семинары, и затем наладить связи между еще 3-5 ядрами экосистемы. Кроме того, планируем помогать включаться в экосистемные связи отдельным проектам, командам и авторам.

Планируем провести Школы Навигаторов осенью 2020 и весной 2021 года, налаживаем «службу навигации в образовании» для отдельных учащихся, групп и проектов.



3. Развитие сообщества: изучаем на практике дух времени, внутреннее горение, причастность
Главное: провели 4 недельные выездные школы развития ЭШЭР и регулярно проводим культурные события для ближайшей ауры: чтения, игры, квартирники, праздники.
Провели школы развития ЭШЭР на темы «Дорога» (для подростков), «Время», «Борьба», «Горение» — для взрослых. В общей сложности в школах поучаствовало более 80 человек, учитывая тех, кто ездил на две школы и более. Подробнее о школах ЭШЭР в группе ВК.

Провели две Игротеки, отмечающие переходные состояния года: новогоднюю и майскую (https://vk.com/itmigroteka). Основные содержательные темы, затронутые на играх: социальные противоречия, борьба идеологий и концепций, искусство, творческие люди и их жизненный путь, временные парадоксы и экзистенциальные испытания.

Кроме того, наши игротехники активно осваивали онлайн-пространство: уже после перехода на режим "самоизоляции" мы провели серию занятий по конструированию игр для вожатых СПО «Феникс», две текстовые онлайн-игры про мечту и поезд, уносящий игроков в другие миры «Экспресс №672» и «Экспресс №673», поучаствовали в курсах и методических лагерях наших коллег и организовали серию вебинаров про игры.

В течение года мы организуем события, поддерживающие и создающие жизнь сообщества — Чтения по пятницам в Доме Среднем (ссылка), ежегодный осенний слёт в сентябре (ссылка), ежегодный квартирник Кузи (в этот раз онлайн.; см. запись), Школу игрока (ссылка), встречи и праздники. Это помогает нам поддерживать жизненные связи сообщества 100+ человек, объединённых общими ценностями и смыслами. Центр сообщества — Дом Средний и Метачердак на Васильевском острове.

В течение года Метаверситет внедряет Социократию 3.0 и последовательно сталкивается с характерными трудностями роста самоуправления и включения в принятие решений всё большего числа людей. За год нам удалось отладить способы принятия совместных решений.

Организовали «Лабораторию культурных практик» — постоянно действующую группу для рефлексии культуры сообщества и организации, и осознанной трансформации этой культуры.
Что дальше
Летом 2020 проводим две школы развития: «Игры со смыслом» для подростков и «Причастность» для взрослых.
4. Социотехника с поддержкой IT-инструментов
В течение 3 месяцев зимой Метаверситет консультировал сеть Клубов Мышления в Точках Кипения (проект НТИ) в вопросах социотехники. За это время сеть открыла 12 университетских клубов мышления, Клубы провели несколько марафонов мышления онлайн.
Метаверситет разработал и протестировал онлайн-версию игры для команд «Оптимайзер».

Летом 2019 года Метаверситет активно сотрудничал с ВШМ: разработали и провели погружение для 200 студентов по решению кейсов Северстали BootCamp, консультировали проект цифровой трансформации вуза через Офис Трансформации ВШМ.
Вместе с командой ВШМ СПбГУ и компанией МегаФон создали образовательный дизайн и помогли запустить лабораторию 5G Dream Lab для практического обучения студентов созданию проектов в сфере технологий 5G.

В декабре 2019 года вместе с ИТМО провели деловую игру для студентов-дипломников «Стартап как диплом» для знакомства с разветвлённой инфраструктурой ВУЗа, поддерживающей новое направление.

Весной 2020 года участвовали в онлайн-сессии проектирования междугородней лаборатории команд в области краеведения.
Что дальше: участвуем в лаборатории Топос.Краеведении, разрабатываем дерево знаний и карту компетенций в туризме и краеведении, и применение в ней проектной деятельности. Ведем переговоры с ВУЗами об использовании платформы https://metaversity.ru/ . Популяризируем практики игр живого действия онлайн вв работе с подростками и молодежью.
Наиболее важные материалы, созданные за год
  • Статья «Метаверситет. Наше видение и ответ на ситуацию кризиса. Сообщества, экосистема, IT и активизм — что мы считаем важным делать уже сейчас.» – ссылка
  • Библиотека Школы навигаторов. Около 200 вхождений – ссылка
  • Курс по решению парадоксальных задач открытого типа в группах на Stepik – ссылка
  • Статья «Система образования или образовательная экосистема» – ссылка
  • Влад Сакович. «Спиральная динамика — история развития» – ссылка
  • Статья «Дальше действовать будем мы...» — апология социопрактики – ссылка
  • «Конкуренция и кооперация на переходе к обществу знания» – ссылка
  • Лекция Михаила Кожаринова «Трансформация общества во время фазового перехода» – ссылка
  • Дмитрий Шаменков и Михаил Кожаринов: диалог о связи мышления и счастья, «Остров 10–22» – ссылка
  • Статья «Живые игры в онлайне: опыт и находки» – ссылка
  • Беседы о социократии с Иваном Молчановым – ссылка
  • Чек-лист горизонтального сообщества – ссылка
  • «Стоит ли обострять?» Диалог Михаила Кожаринова, Алёны Суриковой, Игоря Жукова и др. – ссылка

Прорывы года: Социократия, школа мышления и лаборатория культурных практик
Социократия 3.0 сайт — технология управления организацией на основе принципов прозрачности, равноценности, консента, эффективности, ответственности, эмпиризма, постоянного развития. Система оказалась удивительно созвучна принципам «материнского сообщества», из которого вырастает Метаверситет. Поэтому в течение года мы осваиваем конкретные инструменты и добиваемся системного эффекта от их применения, уже накоплено много опыта, которым мы начинаем делиться, участвуя в дискуссиях и вебинарах. Выражаем благодарность Ивану Молчанову, познакомившему нас с этой системой и энтузиастам Экопотока Метаверситета: Тане Гуляевой и Екатерине Чигалейчик, организовашим семинар весной 2019 года, послуживший отправной точкой на этом пути.

За год удалось совершить скачок в адаптации практик школы развития ЭШЭР, относящихся к коллективному мышлению, для решения прикладных задач. Мы провели обучение вузовских работников на образовательном интенсиве «Остров 10–22» в Сколково летом 2019 года, затем на протяжении года вели отдельные обучающие события, участвовали в дискуссии Школ мышления в составе Клубов мышления. Олег Муромцев стал «лицом» Школы мышления «решения парадоксальных задач открытого типа». Сейчас идут переговоры с компаниями о проведении обучения модераторов и сессий коллективного мышления для решения задач компаний. Записан курс для участников групп, занимающихся решением задач открытого типа.

Лаборатория культурных практик — крайнее по времени наше «изобретение», которое также опирается на предыдущий опыт развития сообщества и организации. Суть лаборатории — регулярная рефлексия культурных паттернов сообщества, наших партнёров и общества, в которое мы включены, и выделение на этой основе интерактивных форматов, влияющих на повседневные практики с точки зрения коммуникации, смысловых и ценностных рядов. Лаборатория находит способы работы с конфликтами и напряжениями, которые мы затем тестируем на себе.
Команда
Сейчас Метаверситет в Санкт-Петербурге – это команда из 17 человек, он устроен как социократическая организация, состоящая из трёх самоуправляющихся кругов, соединённых Центральным (лидерским) кругом. Раз в месяц собирается Общий круг организации и устанавливает общие цели работы организации на месяц.
Круг культуры — занимается связями с сообществом и экосистемой, развитием неформальных партнёрств, рефлексией и развитием культурных практик в сообществе и в организации.
Лидер круга — Маргарита Кожекина.
Участники — Алёна Сурикова, Татьяна Ганф, Елизавета Шевцова, Екатерина Доильницына, Мария Александрова, Анастасия Плотникова.

Круг кооперации — координирует работу с организациями, переговоры и заключение договоров, b2b и b2g.
Лидеры круга — Олег Муромцев и Михаил Забелин.
Участники — Алексей Зыков, Алексей Доильницын, Екатерина Нефёдова, Ксения Арбузова, Святослав Сочеванов.

Круг развития — управляет созданием форматов для развития людей и команд, разработкой и систематизацией учебных курсов и событий. Разрабатывает программу курсов для акселератора социально-предпринимательских проектов.
Лидер круга — Агни Соколова.
Участники — Любовь Трегубова, Дмитрий Захаров.

Также мы работаем с партнёрами — участниками рабочих групп: Ликой Чекаловой, Тарасом Кудряшевым, Диной Крумпан, Стасом Фальковичем, Марией Лугиной, Кузьмой Суриковым, Яной Небожиловой.

Благодарим тех, кто работал с нами в течение года: Артёма Гуменного, Ирину Вишневскую, Ростислава Сперанского и ближайших партнёров, которые поддерживают Метаверситет: Игоря Жукова, Романа Архипова, Ольгу Полякову, Наталью Король, Михаила Эпштейна, Илью Антипова, Наталью Луковникову, Сергея Зорина, Елену Унру, Стаса Т, Юлию Плотникову, Александра Рыкалина, Владимира Климентьева, Ивана Молчанова, Олега Скотникова. Ирину Беляеву, Команду Солинга и МираМ: Михаила Кожаринова, Оксану Глазунову, Сергея и Марию Ивановых, Даниила Кожаринова, Птицу и команду «360», Андрея Пономарева. Гришу Федосеева и Евгения Зар, помогающих нам с видео. Влада Саковича за его постоянный глубокий поиск и находки. Екатерине Чигалейчик за вдохновение.

А также участников сообщества: жителей «домов», участников школ развития ЭШЭР, партнёров, без которых не реализовались бы проекты и замыслы.
Наше место на половозрастной диаграмме России выглядит примерно так:
Метаверистет:
- Спасибо вам! Нам ценна ваша поддержка и ваше развитие!