15-16-17 сентября 2019, Санкт-Петербург
Метачердак, 5я линия В.о. 54

Форсайт "Образование2019"

- 30 участников, которые готовы и видят полезным думать на 7-15 лет вперед
- и при этом готовы соотносить друг с другом свои действия
- форсайт проведен для того, чтобы превзойти ограничение информальной организации (6-10 человек) но не строить корпорацию, а строить сеть
- провели пересмотр трендов и описали граничные сценарии, и частично - акторный анализ
Сборка результатов форсайта
Расписание 15-17 сентября 2019
15 сентября
18:00-18:30 - общее начало форсайта. Постановка задачи. Нас ждет форсайт с "управленческой задачей": главное не вытащить оригинальные идеи и "положить их на стол большому начальству". Нужно другое: сформировать общее семантическое поле и видение будущего на 7 лет вперед, наметить стратегию в горизонте до 20 лет (!) и решить, какие роли все присутствующие в ней занимают.

18:30-21:00 - работа по группам 7-10 человек. Трендовое прогнозирование. Задача - увидеть , изменились ли какие-то тренды с предыдущих форсайтов, и если да, то какие играют сейчас. Собрать актуальную карту трендов

16 сентября

12:00-13:00 - Доклады групп по получившимся картам трендов

13:30-15:30 - Работа по группам 7-10 человек. Вытягивание растяжек противоположенно направленных трендов. Выделение 2-3 главных растяжек интересующих нас трендов. Продумывание граничных сценариев на развитии этих трендов - как может поменяться социальное пространство? Формируем картинку действительности и даем ей названиею (Например, из прошлый граничных сценариев "Квадрата Мельвиля": "Крепость Россия", или из прошлых эпох "Петровская модернизация"). Для двух растяжек рисуем квадрат трендов,. на каждой стороне сценаий. Для трех растяжек - более сложная схематизация.

15:30-16:30 - Доклады по граничным сценариям

16:30-17:30 - Перерыв

17:30-19:30 - Целеполагание: мы то за что? Куда мы хотим двигаться?

19:30 - завершение второго дня. Переход от "Форсайтного такта" к "Акторному такту"

20:30-22:30 - доп. время на Среднем (?)

17 сентября, вторник

12:00-14:00 Акторный сценарий. Работаем по группам 7-10 человек. (Это второе действие форсайта, которое относится к более изменчивой реальности - его необходимо пересматривать каждые 3-5 лет). Рисуем акторный сценарий: какие силы есть в социальной реальности, чьи действия влияют на тренды. Кто основные игроки в этом поле? Это может быть, например, государство, бизнес, партии, социальные группы. На какие тренды они способны повлиять?
Дейсвтуем из полагания, что мы тоже одни из таких акторов.
Находим комбинации акторов - Кто с кем может объединиться? На каких соглашениях? Это важно чтобы уточнять с точки зрения союзников - какие позиции или пункты соглашений надо отстаивать? С кем надо дружить (потому что валентностей, чтобы дружить со всеми, не хватает)

14:00-15:00 - доклады групп

15:30-17:00 - Такт проецирования. (Этот такт нужно повторять не реже раз в 3 года) Выбираем области жизни для приложения усилий. Какой способ действия ключевой? Например, законы менять, или участвовать в конференциях. Или качать сообщества. Создавать ситуационные центры, или сеть выстраивать. Какие темы важны? В какие темы мы можем пойти, а куда нет, потому что ни компетенций не желания?
Задача - понять, кто туда пойдет и установить с ними связь.
Создаем карту тем и проекций. Задача - решить, как мы обустройкой этих проекций займемся. Фактически, выбираем пространство, где мы работаем.

17:00-19:00 - Оперативное планирование (Проводить не реже раз в год): что мы конкретно делаем в полгода - год. Как устроен календарь. Результаты этого планирования мы соблюдаем в "Советах дела" или "Кругах" - их надо сформировать или уточнит. Они единицы операционного поля, "танчики на поле". Они занимаются операционной деятельностью

20:0-22:00 - еще одна процедура, Валентности - кто с кем связан. Иначе не хватает время связывания. Выстраивать осознанную структуру валентных связей.
Сильные связи до 9 (Удержание связи с другим командами. Общаемся достаточно часто. раз в неделю? но мы из разных команд. Соотносим ценности. Говорят, меняешься в ту сторону с кем ты общаешься)
Слабые - раз в месяц.
Чтобы построить устойчивую сеть, нам нужно поизучать зону социальной валентности.
На этом форсайте произойдёт встреча санкт-петербургского и московского Метаверситета.
Далее – интервью со стратегом и концепт-методистом московского крыла Метаверситета, Михаилом Кожариновым.

Михаил Кожаринов: чего хочу от встречи

Я ставлю две задачи, которые нам было бы очень интересно решить. Обе очень прагматичные.

1. Запустить процедуру управления через форсайты.
Мы говорили, что раз в 7 лет любой современной развивающейся организации хорошо делать форсайтную и сценарную процедуру. Каждые 3 года делать проецирование и сценирование, когда мы выбираем направления, на которые нужно обратить внимание. И каждый год важно заново ставить оперативные задачи, согласовывать ценности внутри организации и выгружать все накопившиеся материалы.
В этот раз мы намерены заново провести тот форсайт, который некогда положил начало Метаверситету. Форсайт про будущее образования. Если хватит времени, мы также осуществим процедуру сценирования.
Сам форсайт должен занять полтора дня. Пока неизвестно, успеем ли мы сделать вторую часть. Это очень зависит от хода процесса.
Собственно, дальше разговор пойдёт про вторую задачу.

2. "Снять" у Питера какие-то практики
В первую очередь нам интересны те практики и теории, которые позволяют немного поменять привычный способ мышления, или некоторые "кубики", с помощью которых можно собрать новый мыслительный конструкт. Важно, чтобы Москва и Питер обогащали друг друга и дополняли содержательно. Например: московская часть передаёт некоторый материал – петербуржцы на его основе составляют таблицу, затем проверяют этот материал на практике и дополняют таблицу собственным содержанием. На следующей встрече москвичи и петербуржцы обмениваются уже новыми пониманиями, новыми открытиями по этой теме.
В то же время хочется от Питера тоже получить теоретический материал на доработку: например, про социократические круги, про роли и архетипы людей в сообществе.
А лучше всего – упражнения. Они позволяют сразу перенять не только определённый способ мыслить, но и способ действовать из взятых оснований.
Наконец, есть некоторые планы на совместное проектирование: создание программы для клубов мышления, подбор наиболее подходящих для этой задачи инструментов. Возможно, с подключением команды 360 в качестве сборщиков.
Если наберётся достаточно практик и инструментов, вероятно, получится возродить это образовательное направление в Москве.
Форсайт как инструмент стратегирования
Статья Михаила Кожаринова о том, что форсайт на самом деле может работать как инструмент сетевого стратегического планирования
Материалы
Читать старые - может и не надо, может сбить. Но можно посмотреть критически, что из "обещаного" не случилось, и наоборот, что случилось неожиданного.
Форсайт Образование 2030
2010 - Картаева, Савчук, Кожаринов, Лукша, Песков

Статья про выводы форсайта 2030

ЕФИМОВ Валерий Сергеевич – директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета, кандидат физико-математических наук, доцент. Член Российской ассоциации исследователей высшего образования. Руководитель и участник ряда научно-исследовательских проектов в области высшего образования, его стратегий развития и прогнозирования.

Форсайт Образование 2035

Тильда с результатами?

Карта GEF 2015-2035

Большая карта образовательных тенденций.

Форсайт 2025

Высказывания спикеров о том, что может нас ждать в 2025 году.

Сборник Вызов 2035. Составитель сборника Василий Буров

В книге в форме аналитических статей и научно-фантастических рассказов представлены сценарные проработки влияния технологического развития на экономику и общество в России и мире в перспективе до 2035 года, а также взгляд на перспективы отдельных технологических направлений. Среди авторов — представители бизнеса и институтов развития, а также аналитики и ведущие российские и зарубежные писатели-фантасты.

Накануне схода лавины.Высшее образование и грядущая революцияМ. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви
2013. В эссе «Накануне схода лавины» убедительно представлены те вызовы, которые встают перед высшим образованием не только в США или Великобритании, а во всех странах мира. За последние 20 лет мы увидели, как бурное развитие технологий и процесс глобализации радикально изменили такие секторы, как СМИ и системы связи, банковское дело и финансы,— точно так же они могут трансформировать высшее образование. Прочные стены классических зданий, в которых размещены знаменитые университеты, кажутся несокрушимыми, но на них надвигается буря перемен.