Кризис театра и пара-театральные формы
Вводные лекции курса "Человек и Роль". Краткое содержание.
Кризис театра сегодня и всегда
Вадим Максимов
театровед, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Кризис - это в первую очередь период всплеска творческой активности, момент поиска и рождения новых форм.
Один из самых ярких примеров кризиса в искусстве — рубеж XIX и XX веков. В это время происходила общая глобальная революция, связанная с разрушением религиозной картины мира, изменением мировоззрения.

В христианской картине мира человек занимал роль ответчика перед Богом, перед другой высшей реальностью. Но эта картина мира разрушилась — человек оказался один и появилась необходимость искать ответы на вопрос о смысле человеческого существования. Опора — наука, позитивизм, вера в рациональное познание мира.

Этот процесс приводит к переосмыслению задач искусства.

Искусство возникло в тот момент, когда его задачей стало изображение человека. Миф и эпос ещё не искусство, хотя и оно в том числе. И вот в XX веке человек изображение человека перестаёт быть основной задачей искусства.

Театр отражает этот процесс в драматургии (появление Новой Драмы) и в появлении режиссёрского театра. Межличностный конфликт меняется на надличностный. Замысел режиссёра становится ключевым в спектакле. Театр становится самостоятельным искусством, несводимым к постановке пьесы. Драматургия — повод создания спектакль, главное — её интерпретация.

Остановились на вопросе про современную ситуацию и природу кризиса в искусстве в сегодняшний день.
Вопросы на обсуждение
  • Какой основной переход происходит сейчас? С чем он связан? С чем у нас как у общества меняется отношение?
  • Что значит, что искусство перестаёт изображать человека?
  • Что такое роль и может ли человек существовать без неё в театре и в жизни?

Не-театр и каким он бывает?
Маргарита Кожекина
аспирантка кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Социальный, партисипаторный, интерактивный, документальный, иммерсивный спектакль, перформанс, акция, хеппенинг, ролевая игра — как можно исследовать эти формы культурной практики? Считать ли их новым этапом развития театрального искусства или чем-то совсем другим? Должен ли их изучать искусствовед или нет?

Это было поле вопросов, которое обостряет проблематику курса — ответ только предстоит найти.

Говорили, из каких элементов состоит формула театра «A играет Б на глазах у С» и насколько она актуальна сегодня. Как эта формула разрушается с одной стороны через перформанс, отказывающийся от роли, и игровые формы, отказывающие от функции зрителя.
Кроме этого набрасывали, как развивались разные формы Театра, Зрелища, Ритуала от Античности до Нового Времени. Интересно, что задача вовлечения зрителя в живое действие сильно актуализировалась в начале XX века, с одной стороны, через социалистическое искусство, с другой стороны, через появление психологической практики.
Психологический подход к театру опирается в первую очередь на исследование детской ролевой игры как первого средства самовыражения, который появляется у ребёнка. В Психодраме возможность проиграть ситуацию оказывается способом разрешить напряжение, которое накапливается в психике человека. Параллельно с развитием психодрамы создаётся форум-театр, метод, который так же позволяет человеку проиграть определённый способ действия внутри созданной ситуации, но уже с целью искать выходы из социального угнетения.

Теперь в поле современного театра мы имеем множество форм, которые либо поднимают социальную проблематику, либо ставят задачей вовлечение и преображение зрителя. Исторически, это результат тех самых прорывов начала XX века.
Вопросы на обсуждение
  • Какая задача у театра сегодня? Что даёт возможность живого со-присутствия?
  • Как меняется модель театра как института? Что меняет возможность вовлечения?
  • Как оценивать сложные формы искусства, к которым ещё не разработаны критерии? И что значит оценивать?