Человек и Роль
Междисциплинарный курс о феномене роли в разных формах социальных и художественных практик.
Концепция курса
Современный театр размывает границы искусства и не-искусства. Спектакль, игра, социальная практика, психологический тренинг - часто нельзя разграничить, с чем именно имеет дело критик. Но языка, который мог бы адекватно описать все эти формы - нет.

В этой ситуации театроведение должно обращаться к другим дисциплинам и расширять границы понятий театра и театральности. И в том числе понятия Роль - ключевого для театральной практики.
Основные темы курса:
  • Человеческое поведение как исполнение роли
  • Потребность игры и потребность театра в человеческой природе. Человек играющий.
  • Социальные роли человека
  • Роли и исполнительские практики
  • Игра и неигра в театре
  • Различные способы существования в театре. Соотношение актера и образа
  • Способ существования в ролевых играх. Социальное и художественное значение ролевых игр

Кому будет интересен этот курс
Театроведам и критикам
Если вы хотите расширить своё понимания про базовые понятия театроведения
Практикам театра и ролевых игр
Если вы хотите осмыслять свою практику
Педагогам и психологам
Если вы ищете методы работы с людьми через театрально-игровые формы
Прошедшие лекции
19 ноября, 19.00 - 21.00
Кризис театра сегодня и всегда
Вадим Максимов, театровед, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
21 ноября, 19.00 - 21.00
Не-театр и каким он бывает
Маргарита Кожекина, аспирантка РГИСИ
03 декабря, 19.00 - 21.00
Способы создания роли в практике Ежи Гротовского и современном антропологическом театре
Полина Степанова, профессор кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, доцент кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Практика польского режиссера, экспериментатора, теоретика и философа Ежи Гротовского стала основой для создания новых техник существования актера в спектакле и в паратеатральных и перформативных акциях. Идеи и тренинги, сформулированные и разработанные Гротовским во второй половине ХХ века, продолжают жить и активно используются в работах современных польских режиссеров антропологического театра. Место актера и сложнейшие процессы, происходящие в момент представления/действа, являются фундаментальными основами нового языка театра, языка театра начала XXI века.
10 декабря, 19.00 - 21.00
«Магический круг» и мембрана коммуникации: сцена и роли в повседневной коммуникации, в ритуале и в перформансе
Ольга Воробьёва, магистр культурной антропологии, выпускница Европейского университета в Санкт-Петербурге, исследователь ролевых игр живого действия и ролевого сообщества
Принятие на себя роли и выступление «под софитами» бывает не только на сцене: в антропологии практически любая коммуникация рассматривается как некая магическая сфера, внутрь которой участники берут только то, что имеет отношение к данной ситуации. В лекции мы рассмотрим три типа таких «магических кругов»: повседневную коммуникацию лицом к лицу, которую Ирвин Гоффман напрямую ассоциировал с выступлением на сцене, имеющим свое «закулисье» и «репетиции»; ритуал в традиционной культуре, который создает для своих участников сакральное пространство с сакральными ролями, отделенное от профанного мира; и перформанс как подтип игры в широком смысле, который выражает идею «магического круга» и принятия на себя временных ролей наиболее рельефно и сфокусированно. Отдельно мы остановимся на различиях ритуала и перформанса, сформулированных известным антропологом Виктором Тернером и теоретиком перформанса Ричардом Шехнером.
17 декабря, 19.00 - 21.00
Актер и персонаж в основных театральных системах ХХ века
Вадим Максимов, театровед, профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ
Нам привычно противопоставлять игру актёра на сцене живому присутствию перформера, пассивно наблюдающего зрителя в театре вовлечённому соучастнику.

Но на самом деле разные режиссёрские концепции по-разному подходят к проблеме актёра и зрителя. С возникновением режиссерского театра в начале XX века возникло различное понимание функций театра и его задач. Каждое значимое художественное направление стремилось выработать свою театральную систему, по-разному определить соотношение актера и его роли, способ существования актера и функцию зрителя. На лекции поговорим про основные способы существования актёра в театральных системах XX века.
24 декабря, 19.00 - 21.00
«Игры» и роли в транзактном анализе
Юлия Градова, психолог, директор Международного института развивающего транзактного анализа
Роли и как их играет человек, изучают самые разные науки: социология, психология, антропология, театроведение. 24 декабря мы поговорим о том, как понятие "роль" понимается в психологии, а именно в таком её направлении как Транзактный Анализ (ТА)

Транзактный анализ — направление в психологии, которое было основано Э. Берном (книги «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры») в 60-х годах. Этот подход позволяет описывать и анализировать «транзакции» - единицы взаимодействия, из которых складывается общение между людьми. Вне терапии ТА может быть применен везде, где существует потребность в понимании людей и их взаимодействия друг с другом, например в социологии, образовании и бизнесе. И в искусстве.

Понятие «психологической игры» в Транзактном анализе отличается от привычного понимания игры как формы развлекательной социальной практики или средства познания мира. Психологическая игра описывает то, как человек управляет коммуникацией и реализует через неё свои потребности. И по каким сценариям происходит то или иное игровое взаимодействие.

Кроме Эрика Берна роли в отношениях людей описывал Стивен Карпман, автор модели Драматический треугольник (Спаситель - Жертва - Преследователь), доктор психологических наук, режиссёр, актёр и художник.

Метод Транзактного анализа может помочь описать отношения ведущего/перформера/режиссёра и участника в интерактивном театре, предлагающего зрителю определённую роль. Он может быть полезен для анализа драматургической структуры ролевых игры живого действия, построенной на импровизационном отыгрыше и воспроизведении жизненных ситуаций.
Контакты
+7 952 230 57 64 (Марго)

Курс проходит в пространстве
Метачердак - 5 линия В. О., 54
5 минут от метро Василеостровская

~
В оформлении использованы фотографии из спектаклей:

1 - Society under construction Rimini Protokoll
2 - Пожалуйста, дальше (Гамлет) Яна Дёйвендака и Роже Барната
3 - Слушай город Ивана Куркина