Метаверситет
Чтоб я так жил!
13−15 августа
Лаборатория экосистемности для команд и сообществ
Приглашаем на выездную лабораторию для команд и сообществ. Она пройдет 13−15 августа.

Посвятим это время вопросам: как создавать собой и вокруг себя узел социальной экосистемы, и для чего это вам? Приглашаем 2−3 человек от команды, проекта или сообщества, имеющих возможность влиять на повестку и деятельность своей группы. Мы проживем эти три дня, нащупывая такой стиль, содержание и качество взаимодействия и жизни представителей разных проектов и сообществ, в котором нам захочется продолжать общение и партнерство после выезда.

По аналогии с экосистемой в биологии, мы говорим о социальной экосистеме - совокупности самостоятельных организаций и деятельных сообществ, вместе с разнообразными связями между ними и средой их обитания.

#кооперация #развитие #ответственность
Мы постоянно проводим Школы развития ЭШЭР и Склады Ума. Лаборатория Экосистем - продолжение многолетней работы.
ЗАЧЕМ
Экосистема для нас — отражение красоты, самоорганизации, сложности природы в человеческой общности.
Для будущего. Экосистемы обеспечивают устойчивость и развитие "снизу". Это часть ответа на глобальный кризис. Но они растут медленно, прежде всего через события, где завязываются глубинные связи.

Для настоящего. Экосистема поддерживает, в ней дружественная среда, доступ к ресурсам и благоприятные условия партнерства для вас. Все это требует доверия. Наша лаборатория помогает создавать доверие в своей повседневной деятельности.

Конкретно, Возможность побыть друг с другом и найти общий ресурс. Мы создадим форматы, которые помогут встртетиться.
Главные темы, с которыми будем работать
Синхрония
Это не просто общий календарь. Это про общее ощущение времени
Разнообразие типов акторов
Сложность и возможности
Пассионарность
Способность накапливать энергию больше, чем только для выживания
Доверие
Готовность поставить себя в зависимость от действий другого
Субъектность
Готовность и возможность действовать по своей воле
Кооперация
Объединение усилий ради достижения общей цели
Самоуправление
Принятие решений и управление, осуществляемое теми, кого они касаются
Что такое экосистема?
Википедия: в биологии: Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система), — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз.

М. Хеннан и Дж. Фримен в 1977 году в статье «Популяционная экология организаций» предлагает популяционную экологию на роль альтернативы адаптационному подходу к отношениям между организацией и средой. Вслед за ними и многими другими, мы ищем его практического выражения. Единицей рассмотрения становится организация, а не продукт или индивид. Это важно.

Мы говорим следующее:

И организации, и индивиду нужна развитая экосистема организаций — именно она создает наибольшие возможности для его разворачивания, жизни, продолжения, самовыражения. Это естественная среда для человека, чем она богаче, тем более вероятно, что человеку будет хорошо. Да еще к тому же она имеет транцендентную ценность, воплощая сложность и многообразие. Мечта о Лондоне и о Вильнюсе тому пример: живой город, проросший связями и смыслами. Живой город и есть развитая экосистема. Так что задача не на создание «своей экосистемы» — это чушь. Задача на развитие экосистемы из тех ростков, что есть. На что мы смотрим? На многое, но прежде всего

 — на разнообразие как самих по себе организованностей, так и их типов.

 — на количество «социомассы» — культурных артефактов и осмысленных деятельностей, мест культуры и силы, которые поддерживаются на данной территории

 — на количество и устойчивость кооперационных связей у каждой организации и в среднем

 — на резистентность: способы ответа на неблагоприятное воздействие (взаимопомощь, самоорганизация)

 — на воспроизводство в экосистеме когнитивного и культурного кода: можно ли поддерживать экосистему силами тех, кто в ней вырастает, или нужны «привозные» специалисты? Уходят ли массово выросшие за пределы экосистемы?

Нет одного главного маркера. Есть целостная оценка состояния. Более менее корректный перенос подхода из популяционной биологии, как она есть сейчас — содержательная работа, еще не вполне проделанная.

Итак, мы считаем что развитая экосистема нужна каждому горожанину и каждой организации, но «рыба воды не видит», и нам не приходит в голову что мы за это отвечаем или можем влиять.
Какой будет результат?
Мы хотим видеть на лаборатории

1) представителей технологических площадок (фаблабы, производство, стартапы?)
2) представителей образования (частные школы, инициативы в рамках гос школ, кружки, просветительские проекты, содружества образованцев)
3) представителей самоорганизаций и управления (НКО социализируещего толка, местные самоуправления, муниципальную власть)
4) представителей исследовательских организаций — группа иследователей, ученых, визионерских центров, мониторинговых центров.

Для каждого сектора результаты будут разными

1) мы производство. Вероятно, вы поймете, как говорить с образованием и исследователями на их языках. Вероятно, вы поймете, во что вкладываться. Возможно даже вы поймете, когда и куда включать стажеров/волонтеров. Возможно, увидите где вы нужны образованию. С властью, вероятно, у вас уже есть диалог.

2) мы образование. Вероятно, вы поймете, что вокруг есть союзники, которые готовы принимать выпускников и учеников. Вероятно, вы поймете, как привлекать специалистов не-педагогов проводить занятия. Вероятно вы поймете, как выйти за стены, в которых происходит образование и как сделать его более настоящим.

3) управление, самоорганизация, НКО. Вероятно, вы поймете, где люди, которых можно привлечь, и почему они привлекаются. Вероятно, вы поймете, как создать больше доверия. Вероятно, вы заметите, почему нас иногда игнорируют и что с этим делать.

4) исследователи. Вероятно, вы поймете, кто и почему услышит вас, как быть нужным за пределами узкого сектора заказчиков.

Это сырые гипотезы, я хотел бы поговорить с вами и выяснить — а какие на самом деле у вас есть запросы и возможности. Как и зачем вы бы сами стали выращивать способность быть частью большего.


Почему вообще мне про это нужно думать?
По «теории игр», и конкретно по разбору «парадокса заключенного» видно, что чем более краткосрочны наши связи и общение, тем более выгодно обманывать партнеров. И наоборот, чем более вдолгую мы играем, тем более справедливые отношения устанавливаются. Этому есть множество нарушений, например совершенно неравные и не справедливые отношения между помещиком и крепостными, колхозом и закрепленными на земле колхозниками. И все же, в ситуации без прямого принуждения только сеть разнообразных и при этом устойчивых отношений дает опору для доверия. Новые виды создают стресс в экосистеме, и затем балансируются со средой. Но как сделать это в условиях очень быстрого человеческого мира? Никак, если не делать это целенаправленно. Вот поэтому создание экосистемы перестает быть просто функцией от среды и времени, и становится личной задачей каждого из нас. Если для греческого полиса участие в политике было обязанностью гражданина, от которой норовили уклониться, то сейчас участие в постоянных равных отношениях — обязанность, от которой уклоняются, но без чего среда деградирует.
Есть пример социальных экосистем и яркого образа, как классно это может быть?
Как мы уже говорили, под экосистемой тут мы будем понимать 1. живую ткань общества и 2. сеть самостоятельных организаций, связанных устойчивыми кооперационными связями.

В пределе это одно и то же, на практике мы испытываем как горожане дискомфорты по поводу 1. и поэтому стремимся их экосистемно вылечить, развивая 2. Важно, наверно, заметить, что в нашем смысле нелепо говорить о создании экосистемы - она есть! Но очень осмысленно говорить об осознанном развитии экосистемы. Что мы и делаем.

Так вот. Где есть пример 1. - идеального города для жизни и развития? Это города с достаточной массой, с сильным "небом" - витающей в воздухе идеей куда развиваться, и сильными корнями. В России это, наверно, Москва, Екатеринбург, Иркутск, Казань. Ну, и многие другие.

Про Питер у нас спор

Если же говорить про 2. сети кооперирующихся, то можно смотреть доклады П.Лукши. Например http://vcht.center/.../06/Luksha-Ekosistemnyj-podhod.pdf , Цитирую по нему:

"ЛенПолиграфМаш: частная экосистема выращивания технологических предпринимателей и команд - от детей до молодых лидеров

Обнинский образовательный кластер (МАН Интеллект будущего, МИФИ, ЦИПК и др.): от детей, интересующихся наукой, до ученых-предпринимателей

Иркутский / Байкальский кластер: экосистема подготовки в сфере «новой культуры» и выращивания команд в сфере культуры и ремесленничества

А также проекты в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Томске, Тобольске и др.
Потенциально – Казань, Москва, МО.

«Экосистемные эффекты» – Сириус (Е.Шмелева), Кванториум (М.Ракова), Junior Skills (В.Пронькин), Космическая Одиссея (П.Рабинович)"

В целом же кажется, что примеров мало. По двум причинам: мы плохо умеем смотреть и признавать устойчивые связи, они пугают и вызывают беспокойство. Вторая причина - мы плохо их умеем создавать, возникает дефицит доверия, в итоге вся тема становится и очень заряженной, и очень скорбной. Что называется "и хочется, и колется". Дальше есть множество увлекательных сюжетов, как с этим обратиться
Это лаборатория. То есть, мы знаем «правильные» вопросы.
Будем вместе на них отвечать, и каждый получит столько знаний и опыта, сколько сможет вынести из процесса.
Михаил Забелин
игротехник
Лаборатория экосистем пройдет в усадьбе со сказочным теремом рядом с Репино. Тут проще встретиться с собой и с другими.

Мы будем в очень необычном и интересном, тихом месте в 5 минут на машине или 10 на автобусе от платформы. До Репино ходит электричка (40 минут) от Финляндского вокзала или маршрутка от Беговой.

Это очень красивый дом-терем с башней и необычная территория вокруг него. Есть все удобства и спальные места. Рядом для прогулок есть лесистый склон, сад и река Сестра. Большая часть общения и форматов будут на свежем воздухе, если погода позволит)
КАК КОНКРЕТНО?
— Социотехническая коммуникативная игра, формирующая непривычную среду общения, в которой вдруг становится возможно иное.
— Различные режимы диалога в предложенных форматах: беседы, дебаты, совместная разработка, переговоры и глубокое общение.
 — Экосистемное мышление
 — И конечное душевное содержательное общение вечером у костра, песни под гитару, прогулки и всё, что мы захотим и сможем

Расписание приблизительное, будет уточнено перед лабораторией.

13 августа, утро-день пятницы — заезд
в усадьбу рядом с Репино. Начало знакомства: рассказ о себе, свободное общение


14 августа, суббота: понять и прожить, что такое экосистема через моделирование и игру

10:00 Завтрак
10:30 Установочный доклад по модели экосистемы.
12:00 Игра по модели экосистемы и рефлексия игры. Выделяем ключевые темы и проблемные вопросы.
15:00 Обед
16:00 Работа по группам по выделенным фокусам.
18:00 Свободное время
20:00 Ужин
21:00 Игра на встречу в смысловом поле
23:00 Свободное общение

15 августа, воскресенье: найти, что я и моя организация приобретает как участник экосистемы

10:00 Завтрак
10:30 Доклад по сборке первого дня, восстановление концептуальной рамки
11:30 Работа групп по выделенным фокусам, завершение и сборка.
13:00 «Генератор сделок» — формируем взаимовыгодные договоренности
15:00 Обед
16:00 Завершение, рефлексия лаборатории
17:00 Свободное общение
19:00 - 21:00 Свободный отъезд
КАЖДЫЙ БЕРЕТ, СКОЛЬКО МОЖЕТ
Мы первый раз делаем лабораторию экосистем, но более 7 лет делаем тренинги, фестивали и игры.
Важно – я смогла отойти от «я всегда так делаю», т.е. от привычного способа действия, и попробовала переключиться в «я делаю так, как чувствую, что надо сейчас»
Елена Сотникова, учитель
Результат "Источников Власти", 2018 Отзывы
Ощутила сообщество сильным и цельным, почувствовала и внутренне отметила нетипичное для большинства команд движение к коллективной осознанности. Метафорой для меня стала фраза из нашей командной формы: давайте вместе подумаем- чего от нас хочет мир?
Лера Гайдамака, тренер в АРТа
Результат "Источников Власти", 2018 Отзывы
Пишу спустя более чем месяц и совершенно обоснованно (а не на волне посттренинговой эйфории) могу заявить, что результаты есть и они меня очень и очень радуют.
Алексей Елистратов, предприниматель
Тренинг "Создание авторских курсов" 2017 Отзывы
Постепенно мы стали объединяться, вокруг лидера Бурятии.
И смогли услышать друг друга.
Тункинская, долина стала одним из самых чистых мест на планете Земля!
Спасибо всем за отличный опыт.
Новые решения старых проблем.
Дора Хамаганова, Журналист
Тренинг для игротехников, Иркутск, 2020. Ссылка
Вижу результат - появление доверия между командами из разных ниш и желание построить сотрудничество.
Сейчас так все собираем, чтобы увидеть, что теряется при возвращении к привычной деятельности, и сделать по-другому.
Алена Сурикова, социотехник
Вдохновитель марафонов «Склад Ума»
Событие с возможным продолжением
Лето-осень 2021
Подготовка - неспеша, размерено
Июнь — ранняя регистрация на интенсив.

Июль — 3 вебинара и изучение материалов по теме, выяснение и уточнение запросов.
7 июля. 19:00-21:00 вебинар "Почему экосистема Сбербанка -- не экосистема"
14 июля. 19:00-21:00 круглый стол "Чудовища и волшебные помощники на пути к экосистеме"
21 июля. 19:00-21:00 воркшоп "Первые шаги для входа в экосистему: почти инструкция"
Регистрация на вебинары

Лаборатория в августе
13−15 августа — выездная сессия лаборатории экосистем
Для тех, кто захочет, есть возможность продолжить
Сентябрь — Переопыление. События участников лаборатории, взаимное информирование

Октябрь — Планировочная встреча, сведение дорожной карты экосистемы на 2022.

В декабре-январе — завершение года, празднование. В феврале — формирование образа 2023 и далее («Мечтание» в языке DragonDreaming).


УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
Экосистема для нас — отражение красоты, самоорганизации, сложности природы внутрь формы человеческих общностей.
Приглашаем ядра образовательных и социальных проектов (организаций, сообществ, ассоциаций и др.) - 2-3 участника, имеющих возможность влиять повестку и деятельность.

Стоимость участия
1 участник от организации - 10 000 р.
2 участника от организации - 7500 р за участника
3 участника от организации - 7000 р за участника
Таким образом мы хотим поддержать тех, кто найдет возможность присутствовать командой.

Предполагается участие 12-15 представительств проектов.

Зарегистрируйтесь на лабораторию!




Почему мы это делаем?
Ведущие - А.Зыков, Е.Сурикова, О.Муромцев, М.Забелин, Д.Захаров. Мы 7 лет работаем в составе Метаверситета, изучаем и строим локальные отражения образовательной экосистемы.

Миссия. Мы считаем, что экосистемы могут сохранять сложность и разнообразие мира, могут поддерживать мышление и деятельность, даже если кризис будет нарастать. При разных сценариях будущего экосистемы наиболее устойчиво создают человечный мир.

Эстетика. Нам нравятся, какими люди становятся, осваивая кооперацию, равное общение, все то что расцветает именно в экосистеме.

Прагматика. Мы занимаемся экосистемами 7 лет, начали до того как это стало мейнстримом. Пишем о них статьи, рассказываем на международных конференциях. Мы любим и умеем делиться этим практическим знанием.

На что это похоже
: на программу Топос.Акселератор, в работе которой мы принимали участие в 2020 и 2021 Кроме того, за нами 3 года организации образовательных фестивалей "Склад Ума". Также это похоже на проект вокруг "Шапхаевских слушаний" на Байкале, в котором мы участвуем и консультируем, и на проект Живых Городов в Ижевске (Кластер Креативной Экономики), в котором мы также участвуем.
КТО ВЕДУЩИЕ
Мы ядро Метаверситета, 7 лет изучаем и строим отражения образовательной экосистемы.
Михаил Забелин
Игротехник, Социотехник, Навигатор
Алена Сурикова
Социолог, Методист, Философ
Олег Муромцев
Физик, Ведущий школы мышления, Социотехник
Алексей Зыков
Психолог, Предприниматель, Социопрактик
Дмитрий Захаров
Игротехник, Социопрактик
КТО УЖЕ УЧАСТВУЕТ
Предполагаем 12-15 команд - участников лаборатории
Робототехнический инженерный центр ГФМЛ 30
Наталья Луковникова
Куратор проекта «Социософт»
Сергей Гевлич,
Смыслотека
Помогаем понять, договориться, переосмыслить, принять новое
Сообщество и школа навигаторов
Консультируем и навигируем по частным, альтернативным, неформальным, авторским, семейным школам Санкт-Петербурга

Самоуправляемое "бирюзовое" сообщество, состоящее из команд
Елена Соколова
Руководитель программы "Я могу" (бесплатное онлайн-образование в сфере digital), Сколтех
Майя Лилле
YONIclub - пространство созданное женщинами, место мягкой силы, где идут консультации, практики и диалоговые встречи без повода
Илья Антипов
Системный предприниматель, соучредитель и руководитель в компаниях TransDecisions Inc, Tekama, Russee Consulting, RIS Ventures
Ирина Медведева
Развитие экосистемного направления в рамках программы Наставничества "Университета НТИ 2035"
Участвовать в лаборатории
Это займет 7 мин.
Кто придумал называть "это" экосистемой
Начало подходу положила статья 1977 Hannan, Freeman. The population Ecology of Organization
Неуспешных в экосистеме нет. "В конкуренции выигрывает тот, кто лучше кооперируется". Слабые связи полноценно работают в экосистеме и ведут к ее созданию.
07.07.2021 Вебинар «Почему у Сбербанка не экосистема»
Что мешает и что помогает
Круглый стол-вебинар "Чудовища и волшебные помощники на пути к экосистеме" (Экосистемы в обществе: ответ на вызовы XXI века, 2я встреча)
Мешают внутренние и внешние факторы - их много.
Помогает доверие и оптимизм.
14.07.2021 Вебинар «Чудовища и волшебные помощники на пути к экосистеме»
Как войти в экосистему
Сыграли в игру "экосистемные крестики-нолики", в которой ходы делаются полезными инструментами или жесткими вызовами в поле между субъективным и межличностным, прошлым и будущим.
21.07.2021. Вебинар «Первые шаги для входа в экосистему: почти инструкция»
МАТЕРИАЛЫ
(доклад) Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. Джессика Спенсер-Кейс, Павел Лукша, Джошуа Кубиста ссылка

(статья) Почему будущее образования — за экосистемами ссылка

(видео) Боль Российских Городов. Н. Зубаревич. Постнаука. ссылка

(презентация) NAVIGATING THE FUTURE OF LEARNING ссылка

(сатья) ЭКОСИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ссылка

(презентация) СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ссылка

Результаты Форсайта образования (2019) и Акторного анализа (2020)

Вебинар "Почему экосистема Сбербанка — не экосистема" (2021) ссылка и презентация

Вебинар "Чудовища и волшебные помощники на пути к экосистеме" (2021) ссылка
ПОДГОТОВКА
1
Вебинары в июле
В июле пройдет 3 вебинара на тему социальных экосистем. Экосистемой мы называем множество самостоятельных организаций и сообществ, связанных между собой устойчивыми связями сотрудничества (кооперации).

7 июля. 19:00-21:00 (по московскому времени), вебинар "Почему экосистема Сбербанка -- не экосистема"

14 июля. 19:00-21:00 (по московскому времени), Круглый стол "Чудовища и волшебные помощники на пути к экосистеме"

21 июля. 19:00-21:00 воркшоп "Первые шаги для входа в экосистему: почти инструкция"

Всем участникам лаборатории пришлем ссыкли, но есть и отедльная регистрация на вебинары
2
Чат участников
Создадим чат в телеграмме для участников выезда, в нем обсуждаем насущное, вебинары, задаем и отвечаем на вопросы, знакомимся.

Чат начнет функционировать после 7 июля.
3
Целеполагание
Проводим интервью со всеми участниками выезда, уточняем запрос, корректируем программу в связи с реальными насущными потребностями.