По заданию лабортории ТОПОС.КРАЕВЕДЕНИЕ ФЦДЮТиК

Образовательные возможности в новом краеведении

Какие возможности для роста есть у педагогов и участников в краеведении? Какие возможности для развития территории может предложить краеведение и туризм?
Проектно-исследовательская лаборатория «Топос. Краеведение» ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» открыта в 2020 году. Задача проекта – сформировать открытую образовательную площадку, где можно найти наставника, консультанта, создать сообщество единомышленников. В рамках трека «Команда трансформации» участники региональных команд составляют дорожные карты развития региональных инновационно-образовательных экосистем, проводят по ним ключевые мероприятия, исследования и проекты. Дорожные карты включают создание региональных открытых образовательных площадок «Топос. Точки» для реализации краеведческих проектов и исследований (с учетом специфики региона) и благоприятных условий для движения краеведов. Результаты проектов команды представят в декабре 2020 года на форуме «Вольный ветер» и станут претендентами на статус топос-хаба. Форум «Вольный ветер» - финал первого акселератора лаборатории и стартовое событие по запуску команд в регионах.
Все только начинается! Приглашаем принять участие в исследовании практик в краеведении, туризме в широком смысле

Прошел модуль "старт". Представители 11 регионов четыре дня работали в zoom: мифологемы для своих территорий, карты сообществ, абрис ключевых кейсов-интеграторов для локальных экосистем.

Сейчас, ближайшие 2 недели вслед за этим погружением мы проводим исследование культурных практик для нового краеведения. Есть много старых форм, которые работали хорошо, на них выделяли финансы, дети приходили. Часть из них сейчас перестала работать.
Другие формы, которых раньше не существовало, набирают обороты (например блогерство, игротехника и другие).
Существенно изменилась массовая культура, культурные практики в обществе. Поэтому необходимо обновить культурные практики в краеведении, распространять актуальные и адаптировать "привить" новыми старые.

Ключевое место в культурных практиках занимают Роли. Как их описывать?
- Какие знания-умения-навыки необходимы для роли
- Какие архетипы (бизнес: воин, искатель…) проявляются через эту роль
- С использованием каких технологий связана роль?
- С какими другими ролями она связана (шестеренка ролей)

Может быть очень схожая с виду деятельность, но совершенно различная по ощущению участников в процессе, если роли составлены иначе. Пример: разнообразие "духа" различных турклубов. Разнообразие атмосферы библиотек и музеев. Одни более живые, а другие - менее.

В "живые места" приходят и остаются люди, формируется сообщество. Людей "затягивает" целиком, "с головой". Участники и ведущие "растут". Мы хотим, чтобы таких мест становилось больше и они соединялись в экосистему.

В июле мы проводим исследование: в каких комбинациях формы / роли "выигрывают"? Какие роли есть в живой практике педагогов туризма и краеведения?
Собираем фокус-группы. Хотим чтобы поучаствовало за июль 100 человек.

Приглашаем принять участие в исследовании педагогов - практиков и руководителей.

- Тех, кто заинтересован в привлечении новых людей в команды
- Тех, кто ищет способ "оживления" краеведения и территории
- Тех, кто готов расширять контекст своей деятельности

В формате 3-часовых групповых сессий будем обсуждать:
Какие роли есть в вашей деятельности?
Как люди меняют роли? Какие возможны "маршруты"?
Какие "шаги развития" необходимы, чтобы освоить более сложные роли?

Почему это ценно для участников исследования?
- Новые связи - знакомство с сообществом туристов, краеведов, "живых" практиков, и возможность партнерства
- Упоминание в публикации исследования и благодарность от лаборатории Топос.Краеведение ФЦДЮТиК
- Карта для роста и развития педагогов в дополнительном образовании, которую вы сможете использовать для развития своего клуба/музея/организации/кружка
- Понимание, с кем связываться в регионе для расширения деятельности и привлечения новых участников

Какие будут результаты?
- Будет создана и опубликована для открытого использования модель образовательного дизайна передачи лучших практик
- Участники исследования могут присоединиться к программе обновления туристическо-краеведческой деятельности лаборатории Топос. Краеведение
- Результаты работы будут использованы для связи между регионами по обмену культурными практиками

Заполните анкету и отметьте удобное для вас время
Ссылка на форму для участия
Запись эфира, в котором мы рассказываем о смысле исследования. Оксана Глазунова, Михаил Забелин