Рассматриваем конкретное пространство на разных "слоях", опираясь только на наблюдения и факты, не включая свой привычный способ восприятия.
Шаг 1. Выберите одну из предложенных рамок и только через призму этого взгляда исследуйте пространство, фиксируя все элементы, которые попадутся вам на пути.
РАМКА Семантическое содержание. Сконцентрируйтесь на всех текстах и изображениях: объявлениях, надписях, указателях, вывесках, рекламе, граффити и другом стрит-арте, картинах и т.п. Сфотографируйте все попавшиеся вам элементы. Проанализируйте: для кого это написано? Есть ли тут особенная стилистика, на кого она направлена?
РАМКА Деятельные структуры. Сконцентрируйтесь на инструментах и вещах: для чего они предназначены, для какой деятельности? Есть ли тут рабочие места, для какой работы они предназначены? Если люди работают за компьютерами, то в каких программах и что они делают? Проанализируйте: что тут делают?
РАМКА Визуальное. Сконцентрируйтесь на цветах, формах, свете, объеме. Посмотрите на пространство как на цветовые пятна, обратите внимание на переходы цветов, светлые и затемненные зоны, оцените, как ощущается объем пространства. Какие это вызывает ощущения, какое создает настроение? Зафиксируйте на фото ярко выраженные зоны и опишите словами, записывая на аудио.
РАМКА Приспособленность для детей. Представьте, что вы ребенок трех-пяти лет: как вам здесь? Удобно ли перемещаться, есть ли, чем заняться? Фокус внимания на привлекательных предметах, высоте (поверхностей, ступеней и т.п.) Где бы вы захотели задержаться, где бы вам было скучно, дискомфортно?
РАМКА Социальные сценарии. Метод исключенного наблюдения. Сконцентрируйтесь на происходящих вокруг вас взаимодействиях. Выберите часть общественного пространства так, чтобы различать пол человека на расстоянии. Угол обзора может быть 90 или 180 градусов. Подробно описывайте простыми ясными словами, что происходит в выбранном участке пространства.. Пишите сухо, только факты. Фиксируйте время и место наблюдения. Каждый сценарий фиксируется примерно так: "М45ГсС5МНеУбрал" (Мужчина 45 лет, гулял с собакой 5 минут, не убрал за ней), особо отмечаются сценарии с конфликтом: "М30Ж35РП4МКМ" (Мужчина 30 лет Женщина 35 лет Ругались на Парковке 4 минуты - Конфликт за Место) и аномалии: "Д80ЛЕхВел" (Дедушка 80 лет Ехал на Велосипеде) и т.п.
РАМКА Аномалия. Сконцентрируйтесь на странном, неожиданном и нарушающем порядок. Фиксируйте на фото или текстом на аудио всё, что выделяется из контекста окружения: мусор не в мусорке, арт-объект, комок проводов на стене. Также найдите смысловые аномалии: кондиционер на историческом фасаде, одноразовая посуда в эко-месте и т.п.
Зафиксируйте результаты наблюдения в форме