полевое исследование сред и сообществ
Кто здесь? На что они ориентированы? Что для них ценно? Что мы можем делать вместе?
Исследование сред и сообществ - авангардная область знания. Методики разрабатываются на стыке этнографии, культурной антропологии, urban studies и социологии.
В нашем исследовании мы пытаемся выделить Сообщества, проявленные в пространстве - определить, используя наблюдение и интервью, кто они, как устроены, чему посвящены, на что нацелены, найти не очевидные способы и причины для кооперации. Выявить фон, на котором существуют сообщества, их решенные и не решенные проблемы.
- Делайте что-нибудь
Интуитивное исследование
Анализируем пространство, опираясь на свой жизненный опыт, прямое восприятие и интуицию.

Шаг 1. Свободное наблюдение
Осмотрите пространство в обычном режиме так, как вы обычно делаете, в первый раз придя в новое место. Запишите то, на что вы обратили внимание в чат Телеграм.

Шаг 2. Направленное наблюдение
Сфокусируйтесь на предложенных вопросах, зафиксируйте свои непосредственные наблюдения и впечатления:
Интервью
Шаг 3. Интервью
Проведите интервью с представителем пространства, опираясь на следующую карту. Запишите интервью на диктофон (телефон), предварительно спросив разрешения записывать. Делайте пометки по ходу интервью в блокноте.

Если правильно смотреть, можно увидеть больше
Метод рамок (фреймов)
Рассматриваем конкретное пространство на разных "слоях", опираясь только на наблюдения и факты, не включая свой привычный способ восприятия.


Шаг 1. Выберите одну из предложенных рамок и только через призму этого взгляда исследуйте пространство, фиксируя все элементы, которые попадутся вам на пути.


РАМКА Семантическое содержание. Сконцентрируйтесь на всех текстах и изображениях: объявлениях, надписях, указателях, вывесках, рекламе, граффити и другом стрит-арте, картинах и т.п. Сфотографируйте все попавшиеся вам элементы. Проанализируйте: для кого это написано? Есть ли тут особенная стилистика, на кого она направлена?


РАМКА Деятельные структуры. Сконцентрируйтесь на инструментах и вещах: для чего они предназначены, для какой деятельности? Есть ли тут рабочие места, для какой работы они предназначены? Если люди работают за компьютерами, то в каких программах и что они делают? Проанализируйте: что тут делают?


РАМКА Визуальное. Сконцентрируйтесь на цветах, формах, свете, объеме. Посмотрите на пространство как на цветовые пятна, обратите внимание на переходы цветов, светлые и затемненные зоны, оцените, как ощущается объем пространства. Какие это вызывает ощущения, какое создает настроение? Зафиксируйте на фото ярко выраженные зоны и опишите словами, записывая на аудио.


РАМКА Приспособленность для детей. Представьте, что вы ребенок трех-пяти лет: как вам здесь? Удобно ли перемещаться, есть ли, чем заняться? Фокус внимания на привлекательных предметах, высоте (поверхностей, ступеней и т.п.) Где бы вы захотели задержаться, где бы вам было скучно, дискомфортно?


РАМКА Социальные сценарии. Метод исключенного наблюдения. Сконцентрируйтесь на происходящих вокруг вас взаимодействиях. Выберите часть общественного пространства так, чтобы различать пол человека на расстоянии. Угол обзора может быть 90 или 180 градусов. Подробно описывайте простыми ясными словами, что происходит в выбранном участке пространства.. Пишите сухо, только факты. Фиксируйте время и место наблюдения. Каждый сценарий фиксируется примерно так: "М45ГсС5МНеУбрал" (Мужчина 45 лет, гулял с собакой 5 минут, не убрал за ней), особо отмечаются сценарии с конфликтом: "М30Ж35РП4МКМ" (Мужчина 30 лет Женщина 35 лет Ругались на Парковке 4 минуты - Конфликт за Место) и аномалии: "Д80ЛЕхВел" (Дедушка 80 лет Ехал на Велосипеде) и т.п.

РАМКА Аномалия. Сконцентрируйтесь на странном, неожиданном и нарушающем порядок. Фиксируйте на фото или текстом на аудио всё, что выделяется из контекста окружения: мусор не в мусорке, арт-объект, комок проводов на стене. Также найдите смысловые аномалии: кондиционер на историческом фасаде, одноразовая посуда в эко-месте и т.п.


Зафиксируйте результаты наблюдения в форме

- Что автор хотел сказать своим произведением?
Номинальное и актуальное
Метод основан на том, что сначала вы оцениваете, что есть в действительности, затем выясняете, что авторы пространства имели в виду.
В итоге обнаружите слабые места, направления развития и сотрудничества.
Шаг 1. Обращая внимание на конфигурацию пространства, постарайтесь выделить то, как в ней отражается концепция, замысел авторов. Используйте форму, а также коротко зафиксируйте результаты в бумажном шаблоне.
Шаг 2. Интервью. Проведите интервью с представителем пространства о его целях, ценностях и предназначении, используя вопросы из шаблона:

- Что самим видом пространства вы хотите сказать аудитории?
- Почему все выглядит так, как выглядит?
- Как у вас принято делать?
- Какие у вас правила?
- Как называется типичная ситуация, которая здесь возникает? (Имя ситуации. Например, "карнавал", "ярмарака", "деловая встреча", "домино в впарке", "завалинка", "семинар")
- Что у вас происходит регулярно?
- Что - иногда?
- Как вы выбираете тематику и форматы?
- Чему здесь учат?
- Чему можно научиться?
- Что нужно уже уметь, чтобы быть здесь?

Фиксируйте результаты коротко в шаблон, и если возможно - на аудио.

Шаг 3. Критическое исследование
Найдите официальную самопрезентацию пространства: текст в интернете о его предназначении и целях, знаки на месте: вывески, название, лозунги. Сравните с тем, что вы услышали в интервью.

Проверьте пространство на соответствие заявленному. Какие элементы не сходятся, что вызывает удивление, вопрос? Опросите посетителей пространства, сравнивая, насколько представление этих людей сходно с тем, как хочет себя позиционировать пространство. Ориентируйтесь на конкретные детали. Зафиксируйте на аудио и в средней колонке шаблона.
Шаг на развитие. Что окружает исседуемое пространство? Проанализируйте, в каких средах находится пространство? Что его окружает? Что вы видите, когда выходите за дверь? Какие люди живут вокруг? Какие у них интересы и ценности? Они созвучны или противоречат интересам и ценностям изучаемого пространтсва?
Составьте карты.
Шаг на развитие 2. Сравниваем внутреннее и внешнее

Куда идти, куда податься?
Маршрут: стартуем в 14:40 из Точки Кипения
Группа Центр

- Образовательный кластер "Игры Разума"
- Открытое Пространство
- Проекционный музей «Люмьер-Холл»
- Пушкинская, 10
Группа Остров

- Артцентр СевКабель
и Завод34
- Центр современного искусства "Эрарта"
- ФабЛаб ИТМО
В 20:00 мы встречаемся все вместе в Метачердаке (5я линия В.О. 54) и обсуждаем день за пиццей.
А что дальше?
Практические приложения
10 ноября у нас будет 3 часа для того, чтобы применить полученный опыт и понимание к своим задачам. А именно:
1. Что мы поняли про устройство пространств?

Теперь мы можев внести улучшения, более точно "подогнав" свое пространство под цели и задачи.
- Что у нас уже сейчас классно?
- Что надо изменить, и мы понимаем как?
- Каким сообществам надо дать возможность менять наше пространство и в каких пределах?

2. Какие сообщества мы обнаружили? А есть ли их аналоги в нашем городе? Интересны ли они нам, и чем?

В особенности стоит обратить внимание на типы сообществ, которые мы обнаружили впервые, а также на тех, отношение к которым у нас изменилось за время образовательной экскурсии.
- Кого мы не замечали или неверно оценивали?
3. Что привлекает сообщества друг к другу, почему они кооперируются?

Какие вы обнаружили случаи кооперации сообществ во время погружения? Почему они удачны? Где вы обнаружили соседство с натянутыми отношениями, избегание или конфликт? Почему он происходит? Что сообщества дают друг другу?
- Как выглядит кооперация сообществ, что нового мы про нее поняли?
Сообщество — не просто слово или что-то, специально созданное. Сообщество — явление. Оно существовало само по себе в обществе, оно живет без нас, исследователей, пользователей, управленцев и стратегов. Сообщество существует в любом случае, независимо от того, что мы о нем думаем. Но мы можем изучить это явление, научиться влиять на него и использовать. См. статью
Михаил Кожаринов
педагог и историк, генеральный директор образовательного бюро «Солинг»