Участники встречи-дискуссии разделились на группы в зависимости от роли, которая им близка в данный момент: «Я учу», «Я учусь», «Я пишу об образовании», «Я ставлю задачи». Эти группы по очереди отвечали на один вопрос: что, по-вашему, от вас хотят участники из других групп? Затем все высказывали свою позицию, чего они на самом деле хотят от других.
Идеи о том, что и как писать об образовании, проявлялись в двух направлений разговора. Во-первых, из прямых запросов других участников дискуссии к тем, кто об образовании пишет. Во-вторых, из того взаимного интереса или недопонимания, которые демонстрировали группы по отношению друг к другу.
Конфликты между позициями — точки для диалога
Няньки или проводники?
«Взрослые» часто считают, что детям нужна забота и поддержка. Но поколение Z в нашем случае говорит, что от учителей им нужно вовсе не это, а видение широкой картины мира, куда мы идем. И эту картину лучше давать через конкретную деятельность.Ставите задачи — дайте перспективу и системное видение
Поколение Z не понимает, зачем нужны «заказчики» образования и кто ими является. Но, так и быть, раз есть те, кто ставит задачи, потому что понимает, куда всем надо идти, от них хотят понятную систему навигации.Специализация или всеохватность
Некоторые из «заказчиков образования» считают, что правильная стратегия для тех, кто учится — как можно раньше определить сферу своего развития и максимально сосредоточенно работать в одном направлении (например, получая условно «классическое» математическое образование, чтобы оказаться в условной «Кремниевой долине»). Но поколение Z в нашем случае предпочитает поиск себя в разных сферах, настолько долгий, насколько это нужно на субъективном уровне. Каковы издержки и сильные стороны каждой из этих стратегий?Одно и то же кажется “послушанием” и “взятием ответственности”
Поколение Z считает, что среднестатистический учитель хочет от них лишь послушания и соответствия определённым моделям поведения. А те, кто учит, в нашей дискуссии утверждали, что хотят от учеников не послушания, а внимания и взятия на себя ответственности за собственное образование.Кому руль, кто крайний и кто это решает?
Те, кто ставит задачи, хотят делить ответственность за будущее с поколением Z — ведь оно его будет строить и в нём жить. Но поколение Z высказывает сомнения в том, что может нести такую ответственность, живя в мире, в котором пока за него всё решают и о котором оно объективно знает меньше, чем «взрослые». «Взрослые» резонно отмечают, что чем раньше поколение Z признает, что ответственность за себя и своё будущее — от природы принадлежит только тебе, тем эффективнее сможет воспользоваться инструментами образования.Мы пришли к глобальному вопросу: как мы делим между собой ответственность за результат образования? — уча, учась, ставя задачи, создавая контент..
Могут ли за него отвечать учителя, не принимая решений, отвечают ли за него «заказчики», не имея для себя последствий, отвечают ли ученики (или нужно их этому учить)? И это тоже поле для исследований, в котором создатели контента могут взять на себя ответственность высказываться, давать голос другим и тем самым возвращать всем участникам право на мнение.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ НА МЕДИУМ