Соучаствующее
социальное проектирование

Форматы группового мышления
  • решение парадоксальных задач

  • знаниевый реактор

  • социотехническая игра

  • репид форсайд

  • социальный хакатон

  • смыслотон

  • сценирование

  • акторный анализ
    Знаниевый реактор
    границы применимости: знаниевый реактор хорошо подходит для ситуации когда в большому количеству людей нужно освоить сложное, серьезное содержание, сформировать богатый общий контекст, интенсивно обменяться знаниями по теме. Такой формат позволяет большему количеству участников вместе осмыслить и пережить сложное целое, что часто позволяет также увидеть новые связи, закономерности, породить новые идеи по поводу проблемы.

    количество участников: от 20 до 100 человек

    подготовительная часть:
    ведущий выделяет порядка 20 вопросов вокруг какой-либо проблемы. Выделяются роли ведущего, опылителей (сборщиков информации обсуждения), регуляторов температуры (регулируют групповую динамику).

    формат: ведущий проводит упражнение и по его итогам отбирает наиболее активных (одну пятую часть людей, которая садится вместе тесным кругом). Остальные участники делятся на группы 3-4 человека. Каждая группа берет стульчики и подсаживается к одному из людей во внутреннем круге, образуя вокруг этого круга "лепестки".

    Далее группы работают в 2х тактах: в четных тактах внутренний круг образует отдельную группу и работает самостоятельно, обсуждая один из 20 вопросов. Каждый лепесток образует маленький кружок и тоже обсуждает. Все лепестки осуждают один вопрос, а центральная группа обсуждает другой вопрос. Потом участники центрального круга поворачиваются к лепесткам и становятся их участниками. На этом такте центрального круга нет, работают только лепестки.

    Участники расположены очень быстро друг к другу и слышат обсуждение в других лепестках. Весь реактор гудит как пчелиный улей. Пчелы-опылители "летают" от лепестка к лепестку и фиксируют главные результаты групп (метафоры, главные вопросы, тезисы, эмоционально заряженные моменты). Участников просят воздержаться от споров и критики на время реактора и в быстром, интенсивном режиме набрасывать идеи, продолжая общую мысль.
    В результате образуется общее поле мысли.

    Регуляторы наблюдают работу групп и пересаживают людей, чтобы реактор работал в наиболее интенсивном режиме.

    После реактора пчелы запаковывают собранный материал и представляют доклады, рассказывая на всех то, что собрали.

    После этого формата хорошо провести критическое обсуждение результатов или формат по их запаковке (создать на основе докладов тексты, схемы, видео-ролики, породить метафоры) .

    Смыслотон
    Это лайт версия знаниевого реактора, которая хорошо подходит для запаковки смыслов.


    границы применимости: формат лучше всего подходит для ситуация, когда эксперты владеют сложным содержанием, которое они сами плохо рефлексируют. И не справляются быстро его донести доступным языком, хотя могут говорить о нем часами.

    количество участников: от 9

    подготовительная часть: выделяется та область знания внутри той информации, которую нужно запаковать.

    Например, мы хотим рассказать о работе трубопрокатной компании, об инновациях, которые внедрены в их производственные процессы. Тогда наши области знаний - это металургия и организация производства.

    Для этих областей заранее подготавливается сценарная карта - специальная карта с вопросами, которые имеют смысл в данной области знания. Есть вопросы, которые имеет смысл задать любому управляющему производства, неважно, что этот завод производит. Неподготовленному участнику такие вопросы могут просто не прийти в голову.

    Формат: мы приглашаем в формат какие-то количество специалистов, носителей знания. Эти люди занимают в обсуждении роль эксперта. На самом деле не всегда в формате Смыслотона мы приглашаем на роль эксперта специальных участников. Роль эксперта на время формата может занять почти любой участник. Это важно в ситуации, когда формат смыслотона призван не столько запаковать информацию о существующем проекте, сколько породить новую или запаковать то содержание, которое участники сами придумали непосредственно перед форматом.

    В смыслотоне есть еще 2 роли - это инопланетянин и сборщик. Инопланетяне задают вопросы экспертам из такой позиции, словно они ничего не знают. Задавать хорошие вопросы - это настоящее искусство. И Участники часто испытывают с этим сложности. Роль Инопланетянина призвана помочь участнику занять позицию незнания. Разбудить в нем любопытство. Помочь посмотреть на тему с необычного ракурса. Задача сборщика - фиксировать результаты обсуждения. Может показаться, что это просто, но это едва ли не самая сложная из ролей. Из разрозненных ответов экспертов на вопросы инопланетян сборщику нужно будет сложить целую картину, выделить главное, выстроить связи между разными частями.

    Как происходит сам формат: сборщики прикрепляются к экспертам и эти пары рассаживаются в общем пространстве, ксперта инопланетяне пересаживаются каждый такт переходя к следующему эксперту. В начале такта эксперт делает короткое сообщение, рассказывая про свою тему. Его не перебивают. Потом инопланетянин задает вопросы эксперту, а эксперт на них отвечает. Сборщик молча записывает. Иногда может что-то уточнить. Задавать вопросы инопланетянину помогают сценарые карты. Когда такт оканчивается, инопланетянин переходит к следующему эксперту.

    В итоге формата у каждого сборщика получается небольшое сообщение, которое нужно запаковать в текст. Они вместе со своим экспертом объединяются в группу и записывают текст объемом 300-500 слов. Часто здесь помогает нарративный подход. Тогда группы переформатируют свой текст в историю, главным героем которого является предполагаемая аудитория, к которой обращено это сообщение. Есть специальные законы как превратить текст сообщения в такую историю, мы не будем здесь этого касаться. Важно, что истории о каких-то персонажах имеют свойство хорошо запоминаться и осваиваться читателями на подсознательном уровне.

    С помощью художников- иллюстраторов на основе этого текста рисуется специальный ролик - объясняшка, где тест сопровождают визуальные решения для наиболее эффективного освоения информации. В принципе иллюстратором может быть любой, что неоднократно проверено на смыслотонах.

    В результате мы получает короткий - 3-5 минут ролик, который доступным языком объясняет сложное содержание.

    P.S. на самом деле не обязательно превращать текст в видео. На его основе можно собрать пост в социальных сетях или статью.
    Социальный хакатон
    Формат хакатонов зародился в сфере IT. Образовано от слова "хакер". Изначально это был способ, с помощью которого онлайн сообщества (часто это были хакеры или идейные программисты, разделяющие ценности пиратского распространения информации) могли, разделившись на команды, собрать за сутки программу для решения IT задачи, на которую обычная компания потратила бы месяцы работы.

    В дальнейшей эта практика породила популярный формат IT соревнований, в которых крупные компании приглашали свободные команды программистов для решения сложной IT задачи. Лучшая команда получала приз, их продукт часто становился основой для программы, которая компания дальше продолжала сама разрабатывать. Лучших участников хакатона приглашала работать у себя.

    Социальный хакатон устроен по сходным принципам. В фокус берется какая-то социальная проблема или несколько, связанных между собой проблем. Приглашаются команды специалистов из разных областей, задача которых за ограниченное время породить лучшее решение этой проблемы. Важно, что много команд работает параллельно, но это не обязательно соревнование. Часто процесс более эффективен, когда команды активно обмениваются информацией по ходу процесса. Важно, что каждая команда должна представить не только модель решения, но и небольшие прототипы новых форматов взаимодействия, которые можно быстро опробовать прямо во время хакатона.

    В конце хакатона группы докладывают получившиеся решения и демонстрируют собранные ими прототипы. Найденные решения получают свою критику и участники хакатона могут проголосовать за лучшее решение. Часто хакатон производится итерациями, найденные решения проверяются практикой, происходит сбор обратной связи в полевых условиях. Через неделю хакатон проводится еще раз с учетом новых вводных, что позволяет усовершенствовать найденные решения.


    Мы провели мероприятия: