Адаптированная форсайт-сессия
4 сентября 10:00 - 11:30
Цель
  1. Адаптироваться к дальнейшей работе, "интеллектуально" разогреться, подготовиться к командообразованию.
  2. Ознакомиться с понятием трендов и актуальными трендами, построить карту ближайшего будущего для Тольятти, России, Мира
Время 1 час 10 мин Аудитория Группа 30-35 человек

Необходимые материалы:

5 комплектов карточек с 30 трендами ближнего горизонта
Пустые карточки трендов для заполнения
5 листов А3 или флипчарта
Бумага А4 100 листов

10 минут | Вводная (установка)

Вначале кратко введите команды в то, что такое тренды в контексте нашей работы:


Тренд рассматривается как целостный (складывающийся из многих факторов) сценарий/явление, имеющее заметное распространение и влияющее на общество. Закономерность, разворачивающаяся во времени.


Вероятность развития трендов можно спрогнозировать из текущей ситуации, потенциальных разработок технологий и других факторов.


Проекты (в целом) имеют успех в том случае, если "играют на восходящий тренд", то есть соответствуют духу времени и используют появляющиеся технологии.


Важно:

  • Тренд ≠ фантазия/мечта. У него должны быть реальные основания, чтобы спрогнозировать его вероятность.

  • Тренд ≠ линейное продолжение ситуации. Он учитывает резкие изменения, вызванные какими-либо триггерами

  • Тренд подобен волне – его начало можно увидеть уже сейчас (если знать, на что смотреть), хотя реальные масштабные изменения начнутся на гребне.

  • Тренд ≠ просто развитие или появление какой-либо технологии. Тренд показывает последствия развития суммы технологий и их адаптации обществом.

  • Тренды могут быть в разных сферах. Чаще всего, тренды показывают изменения в социальной, экономической или политической сферах.

  • Тренд является результатом деятельности людей (напрямую или косвенно). Значит – тренд может быть предметом договоренности. На их реализацию можно влиять, хотя достоверный тренд имеет свою сильную инерцию к реализации.

Затем расскажите о том, зачем понимать существующие тренды и работать с ними: это позволяет видеть комплексную картину того, что происходит в настоящем и главное - что будет происходить в ближайшем или отдаленном будущем. Это позволяет планировать собственные действия как в личной, так и профессиональной жизни и по-настоящему влиять на нее.

Но зачем планировать, если и так все хорошо? Это меняет уровень влияния на свою жизнь, общество и мир, действительно позволяет управлять ей - многолетний опыт показывает, что успешность человека пропорциональна дальности горизонта, на который он способен строить планы и воплощать их - например, ребенок способен планировать только на несколько часов вперед, при этом успешный бизнесмен обычно имеет планы как минимум на 5-10 лет вперед. Однако сейчас мы будем говорить не только о собственной жизни и пространстве, а о комплексной картине происходящего в мире.

В заключении разделите всех на 5 групп по 5-7 человек.

40 минут | Работа с трендами

Группы рассаживаются по периметру аудитории.

Каждая команда получает по колоде карточек - трендов (30 карточек). Команда берет карточку тренда и выполняет с ней следующие действия:


- понять суть тренда,

- оценить время его проявления до 2020, 2025 или 2030

- оценить проявленность тренда в Мире, в России и в Тольятти

- определить отношение команды к тренду (положительное/отрицательное)

- а затем разместить на "Карте будущего"


Тренды располагаются на Карте будущего. Команды должны начертить карту будущего самостоятельно на А3 по шаблону (см. ниже). Три линии – таймлайн (временная шкала) для Мира, России, Тольятти, размеченный на десятилетия, относительно которого кладутся тренды.

Если тренд есть в Тольятти, положить его на линию Тольятти.

Если тренда нет в Тольятти но есть в России, положить его на линию России.

Если тренда нет в России, но есть в Мире, положите его на линию Мир.

Стрелочками команда указывает направление движения тренда: от локального к глобальному или, наоборот, проявление глобального тренда локально в Тольятти.


Если тренд непонятен команде, и она не может быстро (с помощью интернета или преподавателя) разобраться с ним, то он откладывается в "серую зону". Нет задачи - перебрать все карточки, но есть задача - разобраться и обсудить наиболее понятные и интересные для студентов тренды. Также в "серую зону" кладутся тренды, время и вероятность реализации которых непонятна. Откладываются – тренды, по мнению команды, нереалистичные.


Участники могут пользоваться любыми ресурсами (интернет, спрашивать модераторов, советоваться друг с другом и любыми командами) – скажите об этом.

Такт идет 40 минут или до окончания колоды трендов.


Во время работы с картой ведущий ходит по аудитории и помогает группам. В том числе задает вопросы к уже составленной части карты: "Что означает этот тренд в этом месте? Почему вы поместили его именно сюда? Как вот эти два тренда влияют друг на друга? Как вы относитесь к этой картине?"


Вариация: отмечать ":)" и ":(" отношение группы к трендам на карте.

Шаблон Карты будущего:

20 минут | "Доклады"

Быстрый динамичный формат, в котором каждая группа может "прозвучать". Используйте, пожалуйста, таймер.

Каждая группа в течение 2 минут рассказывает про главное в своей Карте будущего,

затем 2 минуты отвечает на вопросы других групп. Если у других групп не возникает вопросов, то их должен задать модератор, например: "Чем лично вам в этом мире будет хорошо?", "Кому в этом мире будет плохо?". Группы, выступающие не первыми, обращают внимания на отличия в своих картах будущего от того, что уже рассказали предыдущие группы.



После завершения формы участники остаются на тех же местах (у тех же карт) и переходят к формату "Разделение на команды".


Разделение на команды
Формирование проектных команд внутри штаба
4 сентября, 11:30-12:30
ВАЖНО
После разделения на команды нужно, чтобы команды зарегистрировались в специальном бланке и онлайн (см. протокол в конце).



Цель Разделить участников на команды сбалансировано: сгруппировать команды по 7-8 чел. на основе желаемого будущего и выделить в команде роли, достаточные для нормальной работы команды Время 1 ч Аудитория Группа 30-35 человек

Материалы:

  • бумажный скотч 2 шт.

  • маркеры 10 шт

  • карты трендов с формы "Адаптированный форсайт"

  • стикеры для ролей

15 минут | Личные образы будущего

а) 10 мин: Каждый участник берет лист бумаги и в течение 10 минут самостоятельно составляет свой желаемый образ будущего в виде Пирамиды трендов: наверху один главный тренд, ниже 2 поддерживающих тренда и внизу 3 тренда, на которые его образ опирается. И коротко описывает словами, что для него важно в этом образе.

б) 5 мин: Затем участники в случайных парах рассказывают друг другу получившийся образ, самое главное в нем.



10 минут | Определение ролей

Прочитайте список типичных ролей и записывает названия ролей на доску. Участники записывают, какие из этих ролей они хотели бы занимать в команде, что им на их взгляд подходит.


  • Организатор. Я лучше всего могу планировать работу группы, организовывать людей и видеть "картину целиком" того, что надо сделать, чтобы достичь результата.

  • Генератор идей. Я лучше всего могу придумывать новые, креативные идеи. Много идей!

  • "Сердце команды". Я лучше всего понимаю, что происходит с людьми, могу их поддерживать и заботиться о сплочении команды.

  • Журналист. Я лучше всего могу рассказывать о том, что и как мы делаем, в разных медиа-форматах: постах, фотках, анонсах, новостях и пр.

  • Переговорщик. Я лучше всего могу вести переговоры, договариваться с внешними людьми и партнерами, заключать партнерства.

  • Хранитель сроков. Я лучше всего слежу за временем и сроками исполнения, напоминаю команде об ответственности и обещаниях.

  • Сборщик. Я лучше всего могу записывать, "собирать" мысли других людей, организовывать их в схемы, подводить итоги обсуждения.

  • Визуализатор. Я лучше всего могу создавать визуальные материалы и образы.

  • Технарь. Я лучше всего разбираюсь в технике и обеспечивать, чтобы в проекте все работало.


Каждый участник выбирает две роли он хотел бы занять, и пишет на бумажном скотче, приклеивая две полоски с ролями на видное место на груди.

15 минут | Ярмарка образов будущего

Перед началом поставьте задачу на процесс и обязательные условия:

  • необходимо разбиться на команды со сходным образом будущего

  • размер 7-8 человек

  • 1-2 организатора (не более 2 на команду)

  • 1-3 генератора идей (не более 3 на команду)

  • минимум 1 журналист

  • минимум 1 "Сердце команды"


Остальные роли желательны в команде, но не обязательны.


Процесс: В любой момент формы любой участник может встать на стул, таким образом он "берет слово" (таким образом выявляем потенциальных лидеров). С этого момента у каждого из них есть по 1 мин для того, чтобы рассказать про свой образ будущего. Затем он спускается со стула и к нему присоединяются те, у кого похожая "пирамида трендов". Таким образом формируются команды.


Вы подходите на роль, если у вас есть хотя бы одна соответствующая карточка.

Важно: наверняка, среди вас есть друзья и те, кого вы уже знаете. Иногда это хорошо – быть в команде с близкими людьми. А иногда наоборот – мешает рабочему процессу. Попробуйте честно ответить, хотите ли вы оказаться с друзьями на эту неделю именно в рабочем процессе, или лучше – обрести новых внутри команды.

15 минут | Добор

По сигналу заканчивается первый раунд. Определяются полные команды (соответствующие минимальным требованиям и которые удовлетворены своим составом) и отходят в сторону. Следующий процесс – для неполных команд и оставшихся участников.


Процесс:

  1. Команда объявляет, какой роли ей не достает.

  2. Из оставшихся участники откликаются соответствующие этой роли.

  3. Команда может принять участника или пропустить ход, передав его следующей команде.

  4. Если никого с необходимой ролью нет, любой участник может предложить себя, приняв её как "роль на развитие".

  5. Если команды оказались уже укомплектованы, а участники еще остались, то проводится обратная процедура. Участник объявляет свою роль, а какая-либо команда может его пригласить.

  6. Модератор может обратиться за помощью к уже укомплектованным командами (например, принять нового члена или "пожертвовать" кого-то из своих участников, если какая-то команда осталась не укомплектована даже минимумом)

7 минут | Закрытие процесса

Командам дается 5 минут на краткое знакомство.

ПРОТОКОЛ РЕГИСТРАЦИИ


Вариант онлайн
  1. Студенты получают и заполняют бланк "Заявка команды" – и сдают куратору.

  2. Студенты заполняют онлайн-форму регистрации команды: http://bit.ly/tsuteam

  3. Студенты внутри команды обмениваются контактами и создают диалог в VK (или в чем-то еще)

Запасной вариант
  1. Студенты получают и заполняют бланк "Заявка команды" – и сдают куратору.

  2. Студенты внутри команды обмениваются контактами и создают диалог в VK (или в чем-то еще)



Проблемы и возможности
Хотелки и бесилки
4 сентября, 12:30 - 13:30
Цели и задачи
  • Подготовить команды к такту генерации проектов через дискуссию о проблемах и возможностях своего города, пространства вокруг себя;
  • Создать карту коллективного видения проблем и возможностей города и своего жизненного пространства.

Время 1 ч Аудитория Группа 25-30 чел., разбитая на команды (7-8 чел. в команде)

ПОДГОТОВКА:

Аудитория: расставлено 5 столов, вокруг каждого 7-8 стульев

Поле - таблица треков команд: на доске или ватманах рисуем поле примерно такого вида:

Название команды Очки 1 карточка 2 карточка 3 карточка СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ - ПОБЕДА Ромашка 5 Карточка проблемы Карточка проблемы Карточка возможности Звезда 3 Карточка возможности …... Примечание: Количество строк - по кол-ву команд

Типы карточек: возможности (1й цвет) и проблемы (2й цвет) - например, цветные стикеры

ХОД РАБОТЫ:

I такт (15-20 мин): Участники садятся по командам, затем модератор дает установку и предлагает командам заполнить карточки проблем и возможностей.

  1. Общая установка (3 мин): что будем делать - в интерактивной форме поговорим о настоящем и будущем того пространства, в котором мы живем и будем жить еще как минимум 4-6 лет учебы (речь идет о личном жизненном пространстве и городе Тольятти в целом). Зачем: понимание проблем и возможностей нашего города, пространства хорошо помогает придумать и сформулировать идеи для блиц-проекта, который вам предстоит реализовать (это, в целом, популярный ход для генерации идей в проектной деятельности).


  1. Пишем карточки (7-10 мин) - модератор раздает каждой команде 6 карточек (3 одного цвета и 3 другого) и просит написать на них:

  • 3 проблемы (один цвет) - какие проблемы и трудности вы видите (не вообще, а лично вы), что лично вас в городе или вокруг вас мешает, бесит, беспокоит (по возможности конкретно).

  • 3 возможности (другой цвет) - какие возможности ("мечты") вы видите для улучшения города, пространства вокруг вас. Здесь важно сделать конкретные предложения (вместо, "хотим чистый воздух" лучше использовать "предприятия используют очистные фильтры/в городе используется только электротранспорт" и т.п.) и именно те, что лично волнуют участников.

Если кто-то не успевает, дописывает в процессе. По желанию команда может менять карточки прямо по ходу (выкидывать старые, писать новые).

Модератору важно понимать, что уровень абстракции и глубины часто зависит от уровня участников. Поэтому с одной стороны при презентации на II такте наводящими вопросами можно помочь участникам доформулировать их карточку, с другой - не требовать чрезмерного для них уровень сложности (это плохо скажется на динамике процесса).

II такт (в среднем 6-8 мин):


В начале такта модератор кратко рассказывает правила, детали сообщаются в процессе (5-7 мин): сейчас поочередно вы будете презентовать свои карточки "проблем" и "возможностей", остальные будут вам оппонировать (возражать), и после краткой дискуссии все вместе мы решим судьбу вашей карточки. В случае, если она резонирует остальным, и аудитория согласится с вашей проблемой/возможностью, она попадет на ваш командный трек и приблизит вас к победе, а вы получите 2 балла. Если аудитория поддержит оппонента - ваша карточка не будет размещена, оппонент получит 1 балл. Соревнование остановится, как только кто-то дойдет до "светлого будущего" первый или у нас кончится время. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Далее этапы:

  1. Команда озвучивает свое название и свою проблему/возможность и кратко рассказывает о ней (1,5-2 мин)

  2. Модератор обращается к аудитории с вопросом: есть ли кто-то, кто хочет оппонировать, то есть считает, что:

    1. если презентовалась "проблема", то на самом деле проблемы нет - или уже она уже решена, или есть доступное решение (в этом случае оппонирующая команда сообщает, какое)

    2. если презентовалась "возможность" (что бы хотелось, чтобы появилось), то на самом деле эта плохая возможность/ее нет вовсе - или вред/затраты/риски от нее больше, чем польза, или это невозможно в силу каких-либо серьезных обстоятельств, барьеров (что-то мало реальное), или это уже существует (возможность реализована)

Модератор также сообщает аудитории, что если аргументы оппонента окажутся удачными, оппонент получит очко, если нет - то презентующий. Первые "баттлы" можно дать аудитории 1 мин. подумать.

  1. Если находится команда, желающая оппонировать, ей дается слово (1-2 мин)

  2. После речи оппонента презентующий имеет возможность защититься (1 мин)

  3. Аудитория голосует: кто был убедительней - презентующий или оппонент. Голосует каждый лично и по-честному (по-своему, а не за команду) - считается каждая рука.

  4. Если выиграл презентующий, его карточка вешается/клеится на трек этой команды (на ней пишется количество голосов), и команда получает 2 балла. Если выиграл оппонент, карточка не вешается, и оппонент получает 1 балл. За подавляющее количество голосов можно давать бонус в виде 0,5 балла.

II такт повторяется с каждой командой (как с презентующей) - таким образом проходим до 3-4 круга (то есть у наиболее успешной команды в трек-листе может появиться 4 карточки). При этом важно, чтобы каждый раз от одной и той же команды в качестве презентующих выступали разные участники (одни и те же могут советовать, подсказывать, оппонировать, но презентовать должны разные люди).

Игра останавливается, когда какая-либо из команд "доберется" до "светлого будущего".

Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество очков.

Методические указания ко II такту:

  • Модератор должен следить за динамикой группы, поддерживать азарт соревнования и дискуссии - исходя из этого время на этапы можно увеличивать или сокращать

  • ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы модератор помогал участникам развивать дискуссию, раскачивал их и выводил на некоторую глубину. В частности этап 3-4 (оппонирование) направлен на то, чтобы отсекать совсем банальные и примитивные идеи. Если модератор видит, что этот инструмент не помогает, с помощью наводящих вопросов он может помочь участникам выйти на более сложный уровень, раскрыть их мысли

  • Если на презентуемые командами карточки аудитория систематически не предлагает "возражений", можно предложить другой

  • На протяжении всей формы модератор может задавать вопросы/делать комментарии презентующим/оппонентам, чтобы улучшить динамику процесса или глубину разговора. Однако стоит быть аккуратным, чтобы собственным авторитетом не погасить азарт дебатов и интерес участников к процессу

  • Держать тайминг в дискуссии


III такт (7-10 мин): обобщение образа будущего города, рефлексия - модератор обобщает получившуюся карту, по возможности приводит примеры идей проектов, которые вытекают из этой карты, спрашивает об этом участников. Подсчитать очки следует, но акцентировать внимание на победе не нужно, важно перевести его фокус на общее содержание получившегося.

ВЫХОДНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (на обед)

ЗАДАЧА: выделить две проблемы и две возможности, с которыми команда хочет работать на проектной неделе. За время обеда придумать и записать несколько идей проектов, основанных на выбранных проблемах и возможностях.


Генерация и регистрация проекта
4 сентября, ПОСЛЕ ОБЕДА, 15:00-16:30
Цели и задачи
На основании предыдущих обсуждений (форсайта и "Проблем/возможностей" создать основную идею блиц-проекта, разработать её и спланировать

  • Получить допуск проекта и предварительную оценку, зарегистрировать его

Время 1 ч Аудитория Группа 25-30 чел., разбитая на команды (7-8 чел. в команде)

К этому моменту студенты уже обсудили много контекста: тренды, образы будущего, проблемы и возможности. В лучшем случае – у команд уже возникли задумки их блиц-проекта. Как минимум – у них есть выбранная проблема, с которой они хотят работать, и понимание внутренних возможностей.

Теперь надо сгенерировать блиц-проект. Важно, чтобы он сам по себе был осмысленный и воодушевляющий для команды. Поощрять мы хотим сложные, масштабные, кооперационные проекты (которые, при этом, можно реализовать за 2-3 дня). Идея разрабатывается в 2 такта:

ТАКТ 1 – 30 минут

Объясните участникам разницу социальных и технических проектов и попросите их сейчас определиться, какой проект они будут делать:


Социальный проект – отталкивается от проблемы и придумывает наиболее адекватное для неё решение. Обычно это какое-то действие с людьми (мастер-класс, репортаж, акция и пр.), но он может включать в себя и создание технического объекта (например, сайта или стенда).


Технические проект, ввиду ограниченности времени, ресурсов и навыков первокурсников, начинается с вопроса «а что мы можем и хотим поделать». И уже из этого придумывается, чтобы это мог быть за проект.

Вероятно, технических проектов будет мало. Эта возможность – для команд, в которых есть яркие замотивированные технари, которые принципиально хотят заниматься именно своей областью (например, программировать сложное приложение), а остальную команду это тоже зажигает.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Участники получают карту "Конструктор социальных проектов" (если проект у них социальный)




Участники со своей задумкой (или с проблемой, если задумки проекта еще нет) последовательно проходят по вопросам из столбцов "конструктора". То есть:

  1. Определяют с каким аспектом социальной проблемы они хотят поработать

  2. Определяют, на какую целевую аудиторию хотят повлиять

  3. Определяют, какое решение (то есть, по сути – сама основа проекта) лучше всего подходит им и реализуемо в срок.

  4. Понимают содержание решение (например, если они решили делать мастер-класс – то про что?)

  5. Понимают, нужно ли им привлечь кого-то еще для реализации и как в этом убедить.


Если проект технический – они работают с картой технических проектов:



Здесь последовательность вопросов такая:

  1. В какой технической области хотят делать проект?

  2. Что в этой области они реально смогут создать: несложный работающий продукт или прототип чего-то более сложного?

  3. Какой тип проблемы решает этот проект?

  4. Что реально можем сделать: по ресурсам и умениям в команде?

  5. Если сразу видим, что чего-то еще не умеем, как успеем научиться?

  6. Продукт предназначен для пользования профессионалами (знают, как обращаться с ним) или обычными людьми?


В результате "прогонки" по конструктору участники могут кратко сформулировать саму суть проекта (например: "в связи с буллингом в школе, делаем мастер-класс по ненасильственному общению для подростков в школе").

ТАКТ 2 – 15 минут

Участники сверяются с критериями оценки проекта и дорабатывают идею так, чтобы потенциально получить больше баллов за него.


Критерии оценки доступны на сайте: и распечатаны.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРОЕКТА – 15 минут

Сначала участники сами регистрируют проект:


Вариант онлайн Вариант запасной
  1. Участники заполняют бумажный паспорт проекта (кроме балов)

  2. Участники регистрируют проект в форме: http://bit.ly/tsuproject

  1. Участники заполняют бумажный паспорт проекта (кроме балов)



Участники рассказывают проект куратору. Куратор дает допуск проекту (минимальные требования: соответствие законодательству, общая адекватность и минимум 20 потенциальных баллов) и предварительную оценку.


Предварительная оценка – это количество баллов, которые команда получит, если полностью реализует запланированное в проекте.

Предварительная оценка – это количество баллов, которые команда получит, если полностью реализует запланированное в проекте.


Вариант онлайн
  1. Куратор проставляет баллы в паспорте проекта команды

  2. Куратор заполняет форму: (ссылка в чате кураторов в Вайбере)
Вариант запасной
  1. Куратор проставляет баллы в паспорте проекта команды

  2. Куратор заполняет ведомость
Расскажите студентам о дальнейшем ходе работ:
- Завтра им надо придти к 9:00 сюда же, в свой штаб.
- Сейчас они могут идти реализовывать свой проект или выполнять домашние задания
- Завтра будут работать комиссии ЛЕВЕЛ АП на которых они смогут развить свой проект
Рефлексия 1
5 сентября, 9:00-10:00
рефлексия первого дня и целеполагание на проект
Цель Осмыслить деятельность команды, обнаружить ошибки, найти решения для того, чтобы они не повторялись. Выделить удачные моменты. Спланировать деятельность на оставшееся время работы. Время 1 ч Аудитория Группа 30-35 человек (штаб) Материалы Шаблоны рефлексии – по количеству команд

Этот час – возможность осмыслить, как вам работалось в команде вчера, и что нужно сделать, чтобы оставшееся время проектной недели работать было комфортнее, приятнее и продуктивнее.


Сразу раздайте шаблон:





ТАКТ 1 – РАБОТА С ВОПРОСАМИ (40 минут)

В течение сессии куратор задаёт команде ряд вопросов на обсуждение. Команды обсуждают их последовательно, но важно результаты обсуждения переводить в выводы о том, что стоит изменить в работе их команды. Для этого как раз и используется шаблон. Если по ходу обсуждения рождается одна из трёх идей об изменении их работы:

  • Что нужно начать делать (start)?

  • Что нужно прекратить делать (stop)?

  • Что работало хорошо и надо продолжать делать (continue)?

...то они записываются в соответствующую колонку.

Вопросы для рефлексии

Угоднее всего сразу задавать блок вопросов одновременно и давать ~12 минут на их обсуждение.


Общий блок:

  • Что оказалось трудным?

  • Что оказалось непонятным? (может смешиваться в понимании с первым вопросом, задача - разделить их в высказываниях команды)

  • Что получилось классно?

Блок разбора задач:

  • Что запланировали сделать?

  • Что из запланированного сделали?

  • Что не получилось?

  • Что лучше отменить и уже не делать?

Блок коммуникации:

  • Как организовали коммуникацию в команде и удобно ли это?

  • О каких правилах коммуникациях нам надо договориться для удобства (например, общая сверка задач ежедневно в ВК в 19:00).

ТАКТ 2 – Целеполагание (15 минут)

Теперь предложите командам спланировать свою деятельность в оставшиеся дни. Для этого используйте вторую таблицу:



В таблице команды отмечают:

  • Саму задачу

  • Образ результата (важный пункт – что именно должны быть на выходе)

  • Ответственный (задачу могут выполнять несколько человек, но посоветуйте назначать одного ответственного, организующего работу других людей)

  • Deadline – срок выполнения


Предложите командам:


"Сначала выпишите все задачи, а теперь попробуйте проанализировать их, используя принцип Парето, который гласит:

20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата Выберите приоритетные задачи, которые дадут наибольший результат, и выделите их"


Если вы закончили раньше, оставьте время, чтобы ответить на вопросы участников
Стейкхолдеры
5 сентября, 10:00 - 11:30
Кто заинтересован в вашем проекте?
Цель Помочь командам увидеть карту потенциальных стейкхолдеров проекта, изменить свои ожидания от взаимодействия с ними и начать исследовать их. Время 2 ч Аудитория Группа 30-35 человек

ТАКТ 1 – теория (15 минут)

Стейкхолдеры – это интересанты проекта (дословно – «держатели интереса» или «держатели выгоды» – stake-holders). К ним, несомненно, относится основная целевая аудиторию проекта (для кого он делается), но обычно их гораздо больше.


Если проанализировать стейкхолдеров и расширить их поле, можно существенно увеличить мощность проекта.


Например, вы делаете студенческий форум. Очевидно, что сами студенты – участники форума – должны быть заинтересованы в нем. Но кроме того:

  • ВУЗ может быть заинтересован в форуме для продвижения своего бренда;

  • Компании-работодатели могут быть заинтересованы в улучшении своего бренда работодателя и поиске талантливых молодых сотрудников;

  • Молодежь может быть заинтересована в том, чтобы быть волонтерами на форуме, за возможность лично пообщаться со спикерами и быть частью большого проекта;

  • СМИ могут быть заинтересованы в хорошем инфо-поводе и в собственной рекламе ;

  • Администрация города может быть заинтересована в реальном повышении социальной активности от Форума или (что чаще) – в возможности формально отчитаться о поддержке социального молодежного проекта;

  • Школьники могут быть заинтересованы в том, чтобы пообщаться со студентами и увидеть реальность специальностей, которые им выбирать

  • Выставочный центр может быть заинтересован в своём бренде социально-ответственного бизнеса и знакомства новых компаний-партнеров с их площадкой

  • и т.д.


Если обнаружить таких интересантов, их можно привлекать к участию в проекте, понимая, какие ресурсы от них могут быть полезны.


У типичного социального проекта можно обнаружить такие категории стейкхолдеров:

  • Основные благополучатели – целевая аудитория, для которой и делается проект

  • Держатели основного ресурса (например, если проект сводится к выпуску ТВ-репортажа, то держатель основного ресурса – ТВ-канал)

  • Держатели дополнительных ресурсов (в том же примере, организации, которые могут одолжить в аренду оборудование для съемки – держатели дополнительного ресурса). Как правило, в социальных проектах такие стейкхолдеры становятся бартерными партнерами (то есть предоставляют ресурс в обмен на другой ресурс – «про-боно»).

  • Информационные партнеры – частный случай дополнительного ресурса. Это организации, обладающие инфо-каналами (ТВ, радио, популярные группы в соц.сетях и пр.), помогающие вам рассказать о проекте.

  • Косвенные участники – люди, которые могут помогать в проекте (волонтеры, распространители информации по принципу сарафанного радио, лоббисты проекта внутри организации и пр.)

  • Важно понимать, что есть и стейкхолдеры, которые заинтересованы в том, чтобы проекта в его текущей версии не было. Они могут препятствовать реализации, если вы не поймёте, как выстроить взаимодействие с ними, учитывая их интерес. Например, вы собрались делать фестиваль во дворе, а местных бабушек шумное действие кардинально не устраивает.


ТАКТ 2 – создание Карты стейкхолдеров по своим проектам (10 минут)

Команды должны нарисовать карту стейкхолдеров своего проекта – какие стейкхолдеры есть, в чем они могут быть заинтересованы, как в них заинтересован проект. Проранжируйте их по степени важности.


ТАКТ 3 – выбор стейкхолдеров для упражнения (5 минут)

Все называют своих ключевых стейкхолдеров. Когда стейкхолдеры названы, мы составляем пары. Команда 1 вновь называет своего стейкхолдера (с которым она хочет провести переговоры). Спрашиваем, какая команда готова этого стейкхолдера отыграть (примерно представляет себе образ этого человека или организации, его интересы, возможности, ограничения и т.п.). Таким образом у нас получаются комбинации типа:

«Команда А ведёт переговоры с администрацией ВУЗа, которую отыгрывает команда B».

ТАКТ 4 – проработка позиций (15 минут)

Каждая команда разрабатывает две позиции:

Портрет стейкхолдера, которого мы будем отыгрывать:

  • Какой это человек (например, для администрации ВУЗа конкретным человеком может быть проректор по науке)

  • Типичный график (как выглядит его день)

  • Интересы (чего он хочет)

  • Страхи (чего он точно хочет избежать)

  • Ситуация (в какой ситуации участники проекта могут вести разговор с этим человеком). Например, если это проректор – то переговоры происходят как назначенная встреча в его кабинете.

Убеждения о стейкхолдере, с которым команда хочет вести переговоры:


  • Какой это человек

  • Как лучше ему презентовать проект, какой язык использовать

  • Как заинтересовать его в участии в проекте

  • В какой ситуации лучше предложить ему взаимодействие (в какой обстановке лучше с ним разговаривать)


ТАКТ 5 – переговоры (1 час)

Пары команд (переговорщики и стейкхолдеры в этом раунде) расходятся в разные концы аудитории. Каждая из команды дополнительно разделяется на 2 группы и садится за стол переговоров. Таким образом параллельно у нас запускается 4 раунда переговоров:

  • Команда А со стейкхолдером из команды B

  • Команда А со стейкхолдером из команды B

  • Команда С со стейкхолдером из команды D

  • Команда С со стейкхолдером из команды D


От каждой команды в переговорах участвует 1-2 человека, остальные – наблюдатели. ВАЖНО, чтобы у каждого стола переговоров был хотя бы один наблюдатель, который назначается рефери. Если стейкхолдер начинает вести себя нереалистично по мнению рефери, рефери имеет право вмешаться и сказать это. Такой ход нужен на случай, если студенты начнут шутить и «троллить» друг друга, вместо реального отыгрывания стейкхолдера.


НАЧАЛО Переговорщик говорит их гипотезу: с кем они ведут переговоры и в какой ситуации (например, мы встречаемся с ректором в его кабинете).

Если это соответствует ожиданиям стейкхолдера – все хорошо. Если нет – стейкхолдер имеет право задать, кто он, и ситуацию переговоров (например, он говорит: нет, с ректором не получится, секретариат отправил вас к проректору. Так что я – проректор по учебной части, встречаемся у меня в кабинете).


Далее в течение 10 минут идут переговоры. Задача команды – убедить стейкхолдера участвовать в проекте в нужном им качестве. Стейкхолдер ведёт себя в соответствии с портретом, который они разработали.


Даём 1 минуту на краткую фиксацию результатов (мысли на листочке).


После этого – команды, которые были стейкхолдерами, становятся переговорщиками и наоборот. Проводим второй раунд (так, чтобы все команды смогли провести переговоры).


ТАКТ 6 – рефлексия (10 минут)

Участники возвращаются в свои команды, рефлексируя прошедшие переговоры и корректируют свои представления о взаимодействии с этим стейкхолдером. Попросите их зафиксировать находки и мысли на том же листе, на котором они разрабатывали позицию.


ТАКТ 7 – завершение (5 минут)

Можете прокомментировать то, что вы наблюдали, собственными соображениями. Важная мысль – если вы увидели, что ожидания от стейкхолдеров могут не оправдываться на переговорах (да еще и от разных отыгрышей – разные результаты), то критически важно пойти и проверить свои представления в реальности, скорректировав гипотезы о проекте.


Рефлексия групповой динамики
6 сентября, 9:00 - 10:00
Цель Помочь участникам глубже отрефлексировать ситуацию в группе и передать им саму форму рефлексии и обратной связи для дальнейшей работы. Время 1 ч Аудитория Группа 30-35 человек (штаб) Материалы –
ТАКТ 1. Вводное слово. 10 минут

Введение от куратора:

  • Сегодня – последний день реализации блиц-проекта Важно не только сделать проект, но еще и извлечь опыт из работы в команде. Для этого – независимо от того, сработалась у вас команда, или нет – важно осмыслить произошедшее. Рефлексия групповой динамики – то есть тех процессов, которые происходят в группе – позволяет разрешить конфликты, изменить то, как вы работаете вместе, и выйти с ощущением благодарности команде.


Мы пройдём ряд простых упражнений, в которых нужно будет говорить друг с другом. Говорить о личном и честно. Никто не заставляет вас «раскрывать душу», но эффект и важность тренинга зависит от того, насколько глубоко вы сами решите пойти в диалог. Постарайтесь избежать просто «отшучивания» – зачастую, шутками мы пытаемся защититься от непривычной ситуации и стеснения. Это нормально, просто отмечайте это и попробуйте пройти.

ТАКТ 2. Перемешивание. Как ты сейчас. 5 минут

Участники начинают свободно перемещаться по аудитории («броуновское движение»). По сигналу каждый находит себе пару (человека, который оказался рядом), в паре участники делятся ответом на простой вопрос: «как ты сейчас?» Глубина ответа на этот вопрос (от «все норм» до серьезного замечания своего текущего эмоционального состояния) зависит от участников, но тайминг (5 минут) провоцирует поделиться все же поглубже, чем поверхностные ответы.

ЗАЧЕМ: Этот такт нужен, чтобы расшевелить участников, вывести их в состояние замечания своих эмоций, способности их осмыслить и поделиться ими.

ТАКТ 3. Рефлексия непроговоренного опыта – 2 такта по 5 минут

Участники возвращаются в свои команды (можно предложить им собраться в круг, чтобы увидеть и почувствовать друг друга), но не садятся за стол. Следующие встречи происходят внутри команды.


Предложите участникам:

«Найдите того, с кем у вас за эти дни произошла важная непроговоренная ситуация. Это может быть точка напряжения или конфликт, а может, наоборот момент, за который хочется, но не было времени поблагодарить»
Таким образом участники вновь объединяются в пары.


В паре человек, инициировавший встречу, говорит обратную связь по этой ситуации своему партнеру, но делает это в формате «я-высказывания». В таком высказывании человек говорит «произошло то-то, и я почувствовал...». То есть здесь мы не говорим «ты сделал плохо» или «ты плохой», но лишь о собственном ощущении в результате этой ситуации.


НАПРИМЕР: «Ты обещал, но не добавил меня в чат – и от этого мне было обидно, потому что ощущалось, что я выпал из команды» или «ты поддержал меня в этом споре, увидев важность того, что я отстаивал – и за это я чувствую благодарность».


Важно, что здесь партнер не отвечает на обратную связь, не оправдывается и не объясняет своё поведение (если только его не просят об этом напрямую). А просто благодарит за отражение.


После этого слушающие находят новую пару (то есть теперь они - инициаторы встречи). Если он хочет дать обратную связь своему текущему партнеру, они могут остаться в этой паре.

Таким образом проходит 2 такта по 5 минут.

ТАКТ 4. Обратная связь по запросу – 12 минут

Этими парами участники объединяются в четверки. Каждому участнику четверки по кругу другие могут дать один из двух видов обратной связи (человек сам выбирает, какую обратную связь ему дать):

  • Отражение на развитие. Даётся в формате «мне кажется, ты можешь развиться в ...» или «я вижу в … твой потенциал» или «если ты научишься …, это тебя очень усилит»

  • Отражение по запросу. Участник сам формулирует, про что ему важно услышать от других. Например «понятно ли вам, когда я доношу свои мысли?» или «какие мои действия вас больше всего поддерживали?»

ТАКТ 5. В команде: миги счастья и несчастья – 15 минут

Теперь участники вновь собираются всей командой.

Задача – вместе выделить те моменты, когда было очень классно или наоборот особенно тяжело. Обсудите, кто что делал в этот момент. С какими вашими действиями или бездействием связано то, что так вышло?
Важно – фокус внимания. Привычным является искать причины вовне: «было тяжело, потому что нам отказал партнер» или «было классно, потому что повезло с куратором». Но нужно переключиться на поиск внутренних причин. Вы можете помочь, через наводящие вопросы – именно в этих сферах чаще всего находятся типичные причины сложной командной динамики.


Вопросы можно выдать студентам в распечатанном виде, предложив им самостоятельно выбрать важные вопросы и распределить время обсуждения между ними.

ВОПРОСЫ
  • Кто был лидером / лидерами в команде?

  • Как принимались решения?

  • Брали ли вы ответственность за решения на себя?

  • Можно ли было разным людям становиться лидерами, или действующий лидер подавлял?


  • Эффективно ли мы распределили роли (как планировали и как получилось?)

  • Понимали ли мы, кто какие задачи берет – или наваливались всей командой?

  • Учитывались ли мои личные интересы – что я хотел делать в проекте? По какому принципу брались задачи: «могу», «хочу» или «больше некому»?

ТАКТ 6. Визуализация образа команды – 10 минут

Последнее действие – собирающее все предыдущее. Попросите команды:

  • Нарисуйте образ вашей команды – такой, какой хотите её видеть.


Это может быть метафорическая картинка, схема ролей, иконки, выражающие принципы команды и т.д.


Картинки фотографируются и выкладываются в группу ВК (лучше – с комментариями).


Объясняшки - создание текста презентации
6 сентября, 10:00 - 11:30
«Взгляни на свой проект по-новому»

Цель Помочь участникам составить полное и ясное представление о своём проекте для внешней аудитории (в т.ч. Перед отчетом оценочной комиссии) Время 1,5 ч Аудитория Группа 30-35 человек (штаб) Материалы –

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ – 10 минут

Участники сидят по командам. В этом тренинги им нужно будет разбиться на 3 роли:

  • Рассказчики – это те, кто хорошо понимают свой проект и могут про него рассказывать

  • Инопланетяне – те, кто может задавать хорошие вопросы и легко входит в роль обывателя

  • Фиксаторы – те, кто хорошо умеют слушать, понимать и быстро записывать ключевые тезисы


В каждой команде должны выделиться рассказчики, инопланетяне и фиксаторы, в следующем соотношении:

Кол-во рассказчиков = кол-во фиксаторов ≤ кол-во инопланетян Например, 2 рассказчика, 2 фиксатора, 3 инопланетянина. Или всех по 3.


Все рассказчики рассаживаются по аудитории отдельно друг от друга. Фиксаторы и инопланетяне распределяются по ним так, чтобы они пришли к рассказчикам не своей команды. Несколько фиксаторов / инопланетян идут к рассказчикам разных команд. У каждого рассказчика должен быть один фиксатор, и один или несколько инопланетян.


ТАКТ 1 (15 минут)

В течение 5 минут рассказчик максимально полно и понятно пытается рассказать про проект.


Инопланетянин примеряет на себя роль полностью непонимающего (важно – не «тролля» или скептичного / саркастичного зрителя; «инопланетянин» искренне хочет понять и разобраться, просто он, зачастую, не знает очевидных вещей). Из этой роли инопланетянин задаёт вопросы про проект.

Например, на слова «мы делаем мастер-класс» он может спросить, что это такое. Или на слова «дети должны выбрать профессию» спросить «а зачем им её выбирать?». Такие вопросы из позиции «почемучки» часто оказываются порождающими и наводят рассказчика на понимания о том, как наиболее ясно представить проект.


Фиксатор молча слушает весь диалог и записывает ключевые мысли о презентации проекта:

  • Что осталось непонятно

  • Какой ход объяснения был удачный

  • Какой комментарий помог инопланетянину понять мысль

После диалога фиксатор кратко делится своими наблюдениями.


ТАКТ 2 (15 минут)

Инопланетяне встают и переходят к другой группе рассказчик-фиксатор (например, по часовой стрелке).


Повторяется процедура из первого такта: рассказ-вопросы-комментарии фиксатора.

Важно, что рассказчик пробует поменять структуру своего рассказа исходя из опыта предыдущего такта. А фиксатор в конце даёт обратную связь о произошедших изменениях: что стало более понятно, а что – менее понятно.


ТАКТ 3 (20 минут)

Теперь рассказчики из одной команды сходятся вместе. С ними остаётся один из фиксаторов из предыдущего такта. А инопланетяне опять переходят по часовой стрелке. Свободные фиксаторы могут присоединиться куда-то как наблюдатели.


Дайте 5 минут фиксаторам, чтобы договориться о том, как они вместе расскажут о проекте.


В этом такте фиксаторы совместно рассказывают о проекте с учетом предыдущего опыта, инопланетяне задают вопросы, фиксаторы - дают комментарии.


ТАКТ 4 – 15 минут

Участники возвращаются в свои команды и теперь их задача – составить короткий, но ясный текст, описывающий проект. Такой, который можно рассказать на камеру длительностью речи до 3 минут (до 300 слов текста). Делаем это в 4 такта:

  1. 10 минут – составляем общую композицию текста (только последовательность частей рассказа). Выдайте на команду стикеры – композиция составляется тезисами на них и раскладывается на листе.

  2. 10 минут – описываем содержание частей. Здесь есть смысл разбить силы: распределить части между рассказчиками и другими членами команды, которые составили представление о тексте. Важно, что здесь мы не беспокоимся о точности формулировок, пишем «черновик».

  3. 10 минут – стилистика. Оформляем текст стилистически в соответствии с языком, подходящим для целевой аудитории.

  4. 10 минут – редактура. Даём прочитать текст не-авторам, вносим содержательные / стилистические / грамматические правки.


ТАКТ 5 – 15 минут

Когда текст оформлен (настройте участников на то, чтобы не стремиться к перфекционизму, но сделать лучшую версию того, что получилось в этому моменту), участники записывают видео-ролик про проект. Самый простой вариант – один или несколько человек из команды просто рассказывают получившийся текст на камеру телефона. По желанию, участники могут позже поиграться со спецэффектами, титрами, съемками дополнительных кадров и пр. – но тогда черновую версию просто с текстом они все равно должны выложить в конце тренинга.


По итогам тренинга команда выкладывает в группу конкурса пост с фотографией команды и получившийся текст, или записанный на телефон видеоролик, в котором команда рассказывает этот текст на камеру.