Время 1 час 10 мин Аудитория Группа 30-35 человек
Необходимые материалы:
5 комплектов карточек с 30 трендами ближнего горизонта
Пустые карточки трендов для заполнения
5 листов А3 или флипчарта
Бумага А4 100 листов
10 минут | Вводная (установка)
Вначале кратко введите команды в то, что такое тренды в контексте нашей работы:
Тренд рассматривается как целостный (складывающийся из многих факторов) сценарий/явление, имеющее заметное распространение и влияющее на общество. Закономерность, разворачивающаяся во времени.
Вероятность развития трендов можно спрогнозировать из текущей ситуации, потенциальных разработок технологий и других факторов.
Проекты (в целом) имеют успех в том случае, если "играют на восходящий тренд", то есть соответствуют духу времени и используют появляющиеся технологии.
Важно:
- Тренд ≠ фантазия/мечта. У него должны быть реальные основания, чтобы спрогнозировать его вероятность.
- Тренд ≠ линейное продолжение ситуации. Он учитывает резкие изменения, вызванные какими-либо триггерами
- Тренд подобен волне – его начало можно увидеть уже сейчас (если знать, на что смотреть), хотя реальные масштабные изменения начнутся на гребне.
- Тренд ≠ просто развитие или появление какой-либо технологии. Тренд показывает последствия развития суммы технологий и их адаптации обществом.
- Тренды могут быть в разных сферах. Чаще всего, тренды показывают изменения в социальной, экономической или политической сферах.
- Тренд является результатом деятельности людей (напрямую или косвенно). Значит – тренд может быть предметом договоренности. На их реализацию можно влиять, хотя достоверный тренд имеет свою сильную инерцию к реализации.
Затем расскажите о том, зачем понимать существующие тренды и работать с ними: это позволяет видеть комплексную картину того, что происходит в настоящем и главное - что будет происходить в ближайшем или отдаленном будущем. Это позволяет планировать собственные действия как в личной, так и профессиональной жизни и по-настоящему влиять на нее.
Но зачем планировать, если и так все хорошо? Это меняет уровень влияния на свою жизнь, общество и мир, действительно позволяет управлять ей - многолетний опыт показывает, что успешность человека пропорциональна дальности горизонта, на который он способен строить планы и воплощать их - например, ребенок способен планировать только на несколько часов вперед, при этом успешный бизнесмен обычно имеет планы как минимум на 5-10 лет вперед. Однако сейчас мы будем говорить не только о собственной жизни и пространстве, а о комплексной картине происходящего в мире.
В заключении разделите всех на 5 групп по 5-7 человек.
40 минут | Работа с трендами
Группы рассаживаются по периметру аудитории.
Каждая команда получает по колоде карточек - трендов (30 карточек). Команда берет карточку тренда и выполняет с ней следующие действия:
- понять суть тренда,
- оценить время его проявления до 2020, 2025 или 2030
- оценить проявленность тренда в Мире, в России и в Тольятти
- определить отношение команды к тренду (положительное/отрицательное)
- а затем разместить на "Карте будущего"
Тренды располагаются на Карте будущего. Команды должны начертить карту будущего самостоятельно на А3 по шаблону (см. ниже). Три линии – таймлайн (временная шкала) для Мира, России, Тольятти, размеченный на десятилетия, относительно которого кладутся тренды.
Если тренд есть в Тольятти, положить его на линию Тольятти.
Если тренда нет в Тольятти но есть в России, положить его на линию России.
Если тренда нет в России, но есть в Мире, положите его на линию Мир.
Стрелочками команда указывает направление движения тренда: от локального к глобальному или, наоборот, проявление глобального тренда локально в Тольятти.
Если тренд непонятен команде, и она не может быстро (с помощью интернета или преподавателя) разобраться с ним, то он откладывается в "серую зону". Нет задачи - перебрать все карточки, но есть задача - разобраться и обсудить наиболее понятные и интересные для студентов тренды. Также в "серую зону" кладутся тренды, время и вероятность реализации которых непонятна. Откладываются – тренды, по мнению команды, нереалистичные.
Участники могут пользоваться любыми ресурсами (интернет, спрашивать модераторов, советоваться друг с другом и любыми командами) – скажите об этом.
Такт идет 40 минут или до окончания колоды трендов.
Во время работы с картой ведущий ходит по аудитории и помогает группам. В том числе задает вопросы к уже составленной части карты: "Что означает этот тренд в этом месте? Почему вы поместили его именно сюда? Как вот эти два тренда влияют друг на друга? Как вы относитесь к этой картине?"
Вариация: отмечать ":)" и ":(" отношение группы к трендам на карте.
Шаблон Карты будущего:
20 минут | "Доклады"
Быстрый динамичный формат, в котором каждая группа может "прозвучать". Используйте, пожалуйста, таймер.
Каждая группа в течение 2 минут рассказывает про главное в своей Карте будущего,
затем 2 минуты отвечает на вопросы других групп. Если у других групп не возникает вопросов, то их должен задать модератор, например: "Чем лично вам в этом мире будет хорошо?", "Кому в этом мире будет плохо?". Группы, выступающие не первыми, обращают внимания на отличия в своих картах будущего от того, что уже рассказали предыдущие группы.
После завершения формы участники остаются на тех же местах (у тех же карт) и переходят к формату "Разделение на команды".