ШКОЛА РАЗВИТИЯ "ЭШЭР"
28 октября - 3 ноября. Тема школы - БОРЬБА
Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа, наблюда свысока, и в борьбу не вступил с подлецом, с палачом - значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём.
— Владимир Высоцкий. Баллада о борьбе
"И снова школа для подростков! Для тех, кто хочет размышлять и чувствовать, по-человечески общаться и узнавать себя, радоваться вопросам и сомневаться в ответах, кто боится, но все-таки открывает дверь в Мир. Это пространство, в котором можно быть красивым собой и это невозможно будет не увидеть."

- Лена Скибина, мама одной из участниц школ :)
Для кого?
Для подростков, которые хотят повзрослеть, и при этом сохранить живость ума
Мы верим, что когда ты в 8-10 классе, то важнее всего рождение настоящего интереса и появление "своих". Таких, с которыми можно в огонь и в воду. Тех, с кем можно говорить обо всем на свете.
Тех, с кем пойдешь гулять по крышам.
Тех, с кем можно до утра говорить о книгах, о феминизме, планировать поход, разбираться в программировании.

Мы верим, что когда ты в 8-10 классе, нужно думать о необычном, без правильных ответов. Играть и находить границы своих возможностей через спорт, театр или игру. Проводить время вместе, без пригляда, решая самим, что будет, а чего не будет.

Мы верим, что так происходит взрастание человека.

Как ни странно, этому всему нужно тоже научиться. Для этого мы делаем школу развития.
Школа Развития
Это недельное погружение в мир парадоксальных задач, совместного мышления, игровых и театральных тренингов, практики работы с состояниями.

Важно еще вот что: это школы осознанного развития.
Каждый день мы в течении часа фокусно работаем с задачами на развитие: Что я хочу смочь, что сейчас получается у меня от случая к случаю, или совсем не получается? Что я могу для этого сделать? Чем другие участники группы мне могут в этом помочь? Как я пойму, что у меня это получилось?

Освоение метода работы с задачами на развитие - центральная (но далеко не единственная) цель школы.
Зачем участвовать
Школа развития помогает найти себя, найти "своих" и обнаружить настоящий интерес
Найти себя
На школе все располагает попробовать себя разным. Выйти из привычных ролей. Привык быть тихим? Попробуй быть ярким. Все время за все оказываешься ответсвтенным? Попробуй больше доверять другим.
Найти "своих"
Все участники отмечают, насколько ближе получается сойтись с другими на школе. Мы много друг с другом говорим в непривычных форматах, и люди раскрываются. Это происходит естественно, но не незаметно. Нужна смелость идти на контакт - но она вознаграждается.
Настоящий интерес
Замечено, что хотя на самой школе мы занимаемся "нежизненными абстрактными задачами", после школы у участников часто просыпается глубокий интерес к одному или нескольким направлениям деятельности. Это вряд ли будет интерес к ЕГЭ. Но вот к истории или молекулярной биологии - вполне возможно.
Тема школы - Борьба
Нам кажется, что эта тема - Борьба - не простая и не однозначная. Взгляните на обстановку в стране, да и в мире, в котором мы с вами сейчас живем. Не говоря уже об истории человечества.
И нам кажется, что сейчас важно ее поднять и с ней разобраться. Что проявление свободной творческой воли Человека, встречающее свободную творческую волю другого Человека, может привести к борьбе. И иногда обязано приводить к борьбе.

Давно известная, набившая оскомину фраза "в спорах рождается истина", все еще актуальна. Мой собственный (например) страх выходить в открытое столкновение все еще очень велик.

Очень хочется развести борьбу и насилие. Так же, как войну по принуждению и войну (или битву?) по желанию. Потому что Человек - сложное и удивительное существо, сочетающее в себе множество разного. А значит и Человечность разнообразна и сложна. И в ней точно есть место противостоянию и несогласию. Потому что и так тоже рождается разнообразие.

Мы сами долго и много разбираемся с проявлением и проживанием агрессии и злости. И это тоже попадает в тему школы. Потому что злость рождает колоссальное количество энергии во мне. И как эту энергию использовать - это всегда вопрос.

Честь и благородство неизбежно встают рядом с темой Борьба. Мы очень ясно различаем честную борьбу и бесчестную бойню. Это проявляет то, что мы называем Человечностью.
Из чего состоит школа?
Решаем парадоксальные задачи открытого типа
Учимся мыслить вместе о том, что не укладывается в привычные рамки. Развиваем гибкость мышления и коммуникацию
"Проживаем" тему школы через игру и театральные техники
В прямом взаимодействии встречаемся с тем, о чем думаем. Развиваем эмоциональную сферу и живую этику.
Ставим и рефлексируем задачи на развитие
Осознаем свои желания, ставим задачи на развитие - то, что я хочу, но еще пока почти не могу. Осознаем, что удалось, а что не очень.
"Выдыхаем" на студиях
Студии обычно ведут более опытные участники школ. Это пространство для проявления инициативы и взаимного обучения.
Заполните форму, мы пришлем вам подробную программу школы
Метод: откуда взялись школы ЭШЭР?
Мы продолжаем линию школ развития, начатых НООГЕН (Красноярск) десятиелетия назад.
За 10 лет своего существования мы провели более 40(!) школ развития для подростков и взрослых. Если считать, что в среднем в школе 25 участников, за время существования через школы ЭШЭР прошло более 1000 человек.
Летом 2019 мы приняли участие в образоавтельном интенсиве университета НТИ "Остров 1022" в Сколково, где в течение 10 дней вели занятия по решению задач открытого типа для руководящих работников ВУЗов.

Осенью 2019 будет запущен онлайн курс для ВУЗов по методике решения задач открытого типа на онтологическое моделирование.
Команда ЭШЭР
Мы профессионально занимаемся развитием человека: ведем тренинги по работе с ресурсными состояниями, курсы по развитию мышления, организуем конкурсы проектной работы для ВУЗов, проводим игры для НКО. Проводим исследования, консультируем образовательные проекты.
Алена Сурикова
Социолог, создатель сообществ
Михаил Забелин
Игротехник, модератор
Агни Соколова
Тренер ресурсных состояний

Дмитрий Захаров
Игромастер
Маргарита Кожекина
Филолог, театровед
Стас Фалькович
Химик, исследователь искусства
Олег Муромцев
музыкант, координатор стартапов
Алексей Доильницын
Биофизик, навигатор
Екатерина Чигалейчик
Историк, этнограф
Отзывы участников прошлых школ
Забавно, сейчас многие меня знают, как такого пассионарного парня с предсмертным внешним видом и постоянно идущей деятельностью. Так вот, в 14 лет всё было совсем иначе.

В 14 лет я был таким типичным подростком-одиночкой. Слишком несоциальный, чтобы быть в центре компании и слишком социальный, чтобы не чувствовать собственную ущербность в сложившихся обстоятельствах. Знаете, всегда есть такой ученик в классе — неплохой (5-6/10), но оторванный. Я им и был.

Единственная открытая мне перспектива на тот момент — побегать в интеллектуальных поисках, потом по олимпиаде поступить "куда нужно", а на старости рассуждать о сложных материях и парочке лет студенческих приключений.

Жизнь пошла другим путём исключительно благодаря встрече с ЭШЭРом, затем Тайным Маяком и Метаверситетом в целом. Именно здесь я начал воплощать первые идеи, выходить в открытый мир — ошибаться, плакаться, рефлексировать и вставать заново (говоря честно, почти каждый мой проект заканчивался неудачей). И именно здесь удалось получить ряд важнейших вещей, в значительной мере сформировавших актуального меня:
1. Основы системного мышления и рефлексивности.
2. Готовность изменять среду вокруг (социотехнический подход).
3. Понимание, что единственный способ в полной мере обеспечить себя всем необходимым — создать новое.
4. Понимание, что создавать возможности важнее, чем поставлять счастье напрямую.
5. Применение некогда тихой пассионарности.

Объём моей благодарности не может быть выражен этим текстом, но... большое вам спасибо! Теперь вращаюсь, чтобы не допустить провала ваших искренних инвестиций.

Сейчас организую городскую школу японистики — проект с 30 приглашёнными ведущими высшего уровня, единственный в своём роде, с реальными как шансами на успех, так и ответственностью.

И я такой, 17-летний и устремлённый вперёд, благодаря трёхлетнему стажу как самостоятельной деятельности, так и участия в событиях Метаверситета. Обычная школа не предоставит таких возможностей никогда.
Иван Тюленев, Москва, сейчас изучает японскую культуру
Что происходит со мной, когда я попадаю на ЭШЭР? - Радость! Буря! Состояние Реальности, потока. Составляют это ощущение люди, находящиеся вокруг, задачи, которые мы решаем, место – берег Ладожского озера, ситуативная игра, в потоке которой мы находимся на протяжении Школы. Меня часто спрашивают, что такое ЭШЭР и зачем я туда езжу. Формально можно выделить две части, которые вообще-то слиты в одно: это эмоциональная и интеллектуальная составляющие.
Под интеллектуальной составляющей я понимаю решение задач, во время которых шестерёнки мозга скрипят, но чем дальше – тем активнее они начинают крутится и работать. Происходит усвоение необычного для многих способа мышления. Задачи – они парадоксальные – мне в самом начале вообще не понятно было, о чём и для чего – построение миров, которые оторваны от нашей реальности, придумываение механизмов действия того или иного феномена (например, как развивается индивидуальное сознание в мире, где отсутствует внутренняя речь).
Эта интеллектуальная деятельность идёт на фоне эмоционального океана: команда, с которой ты чувствуешь одно направление, отношения между людьми – какие-то другие – более близкие, тёплые, открытые, нежели в повседневности, несмотря на то, что многие из приехавших на Школу – едва знакомы. Проект – это мероприятие, которое обычно происходит вечером, это про эмоции, про погружение в себя и в других. Это ситуация, состояние в которую погружаются игроки и делают в ней важные для себя решения, выборы. При том, что масштаб этих решений – не рамки игры или Школы. Выборы, сделанные на Школе переносятся на жизнь. Школа мне помогает осознать себя, лучше понять, определить, что я хочу, что мне нужно. Школа – будто фотолаборатория : проявляет снимки, проявляет наклонности, таланты, способности. ЭШЭР ведёт к саморазвитию, к обретению широты взгляда.
Для меня эта осенняя школа была про безграничность. Я поняла, что многие границы – только у нас в голове, их видим и часто строим для себя мы сами. Есть общение без границ – не в том смысле, что его много, а в том, что другой человек, как и ты сам – безграничны. И ваше общее пространство – тоже безгранично. Можно общаться, не закрываясь в себе. Общаться, представляя, что у вас нет тела – общаться непосредственно своими сущностями. Достаточно себя представить облаком, океаном и погрузить в себя собеседника, или наоборот. Или слиться двумя океанами и перемешаться. И то, что есть в этих океанах – неисчерпаемо. Сущность не зависит от паспортного возраста, рода деятельности или интеллектуального уровня.
Если переместиться в наш плотный мир, то очень действенный способ для развития, используемый на ЭШЭР, -деятельностная рефлексия. Это постановка личных задач на время школы и сознательный путь их решения. Например, у меня никак не получается говорить так, чтобы люди понимали мою мысль. И вообще я боюсь публичных выступлений. Я ставлю себе эту задачу: излагать мысли в понятной не только для меня форме и не бояться публичных выступлений. Потом я анализирую, что мне необходимо для этого. Например, в публичных выступлениях мне важна поддержка группы, мне нужно знать, что материал, который я докладываю, - это не моё личное понимание, а наше общее с группой. В таком случае для решения этой задачи я могу останавливать группу на промежуточном решении и проговаривать, что и как я поняла.
ЭШЭР расшифровывается как Экспериментальная Школа Эволюционного Развития. Я чувствую, что эволюционирую.
Александра Данилевская, нейропсихолог
Я предприниматель и мне приходится иметь дело со вчерашними выпускниками у которых хорошие дипломы, огромные амбиции и которые при этом абсолютно беспомощны в решении повседневных задач. Ведь в жизни задача часто не выглядит как задача. Цель, критерии успеха, ограничения, ресурсы - про всё это нужно понять самому. А ещё согласовать своё понимание с клиентами, коллегами и руководством.

Я хочу, чтобы мои дети состоялись не только как специалисты, но могли самостоятельно формулировать жизненные цели и выбирать способы их достижения. То есть, были само-стоятельны, были свободны.

Что я увидел на ЭШЭРе... Дети решают парадоксальные задачи, которые звучат примерно так: построить Мир в котором... и дальше некие весьма странные ограничивающие условия.

Решение задач такого типа вынуждает помыслить, смоделировать целый мир во множестве аспектов. Согласовать друг с другом эту модель. И уже в этой модели сконструированного мира найти решение.

Для решения таких задач нужно быть немного фантастом, немного учёным, немного социологом, немного конструктором. Способность мыслить "мирами" - это очень крутая способность, которая может стать ключевой в победившем VUCA мире.

ЭШЭР - это уникальное явление, которое пока недооценено, а кого-то сильно пугает, особенно тех, кто ностальгирует о стабильном мире и искренне считает, что существуют единственно верные работающие, хорошо известные жизненные и образовательные стратегии для их детей.
— Сергей Гевлич, предприниматель. Компания "Смыслотека"
Осенняя школа
28 октября - 3 ноября 2019

Возраст участников: от 13 до 18 лет.
База в Ленинградской обалсти.

По всем вопросам обращаться к Агни,
+7 952 370 23 77
Спасибо!
Будет замечательно, если вы расскажете нам о своих впечатлениях. Это можно сделать через социальные сети, используя хэштег #эшэр