МЕТАВЕРСИТЕТ

НАВИГАЦИЯ / КОНСУЛЬТАЦИЯ КОМАНД

Что делаем: создаем БУДУЩЕЕ В КОТОРОМ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ

Консультируем команды образованцев и НКО. Если нужно, сопровождаем. Иногда обучаем.

Когда группа к этому готова - навигируем.
Зачем навигация?
Коротко: чтобы группа реализовывала себя на 100%
Увидеть поле возможностей
Помочь группе увидеть поле возможностей. То есть ответить на вопрос: кем мы можем стать в обществе? Какое уникальное место для жизни людей мы создаем в сообществе?

Проводником чего мы можем стать? На первом шаге навигатор вместе с группой просматривает варианты.

Лучше всего на эти вопросы отвечать "из будущего": КАКОЕ БУДУЩЕЕ МЫ СОЗДАЕМ? ЧТО СЕЙЧАС НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОНО НАСТУПИЛО?
СДЕЛАТЬ ВЫБОР
После того, как варианты разложены, навигатор помогает сделать выбор. Сделать выбор всей группой - это нетривиальное действие, оно происходит не одномоментно. Это процесс. Причем, процесс прежде всего ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ГРУППЫ( КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ) Это сложно и интересно
Выполнить намеченное
А затем навигатор помогает РЕАЛИЗОВАТЬ ВЫБОР. Вниманием, присутствием и разнообразными инструментами сопровождения.
Что предшествует навигации?
1. Самоактуализация группы. Как ни странно, очень помогает разговор с группой на "простые" темы: как устроены наши отношения? Как устроено жизненное пространство группы, где, как, при каких обстоятельствах мы видим друг друга? Это помогает осознать, кто мы и где мы. И сделать так, чтобы "энергия пошла", начав например более регулярно видеться, или выяснив роли и ожидания. Группа должна быть группой. То есть, в ней должно быть вполне проявленное лидерское ядро, те кому больше всех надо и кого остальные слышат, готовы за ними идти. И должны быть вот эти все остальные.

2. У группы есть субъективное будущее. Как нам кажется, как долго и что мы будем делать друг с другом? Какие ожидания? Вообще, можно ли про это разговаривать, или это табуированная тема? Мы тут на неделю, на год или на всю жизнь? Очень много чего зависит и от неясности в этой зоне. У группы должно быть будущее, то есть две вещи: намерение существовать вместе в течение хотя бы нескольких лет, и намерение существовать в связи друг с другом, в одном обществе-сообществе, если мы как группа распадемся. Потому что иначе идет гипер-фокусировка на быстрых результатах. .

3. Какое место мы создаем для других? Что удивительно делает в мире наша группа, какое место возникает в ней, куда мы можем приглашать других, и которого до нас не было? На это сложнее всего отвечать, но это очень чувствуется. "Иногда у нас бывает так тепло и душевно" - вроде просто слова, но каждая группа по-своему это делает.

4. У группы должно быть "небо", лучше общее, но можно и выстраивать по ходу. Причем общее еще и с навигатором. То есть должно быть некое высшее "зачем все это", переживание что жизнь не пуста, что в ней нужно что-то сделать не для себя, а для Мира, для Бога, для Человека. Небо может быть разное, но оно должно быть. Радикальный утилитаризм исключает групповую навигацию.

5. Группа значит в жизни участников по-настоящему много: этом моя основная группа. Грубый пример: Школьники живут со своим классом 40+ часов в неделю, вы живете с близкими 40+ часов в неделю . Согласно статье 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Что может быть как угодно
1. Внешние условия могут быть любыми. Группа может быть во враждебной или дружелюбной среде - это не важно, это еще 33 раза изменится при навигации.

2. В группе может быть мало или много людей (больше 3, меньше 33) - это тоже изменится, в группу будут приходить и уходить люди, группа это живой организм, участие должно быть добровольным, не в смысле быстротечным, а в смысле если не хочешь - лучше не надо. Но идентичность при этом должна сохраняться.

3. Возраст может быть любым, начиная с 14 лет примерно - когда органически и психологически (и юридически) люди становятся самостоятельными. Может быть смешанная группа или однородная. Это все - просто вводные

4. Группа может быть деятельная (стартап, команда проекта), поисковая, жизненная (семья с детьми, община).
С кем получается работать
1. Классы. Группа устроена как классный руководитель + актив класса и вообще весь класс. Базовая проблема - общая депрессивность фона и непонимание, нафига куда-то идти и учиться. Подавленность. (она спускается сверху и является обязательным фоном во всем образовании). На это руководитель и класс могут как-то отвечать. В союзниках - родители (не все), инновационный бизнес (некоторый), некоторые метод. центры, некоторые директора и чиновники. Игра получается сложная, но тем ценнее даже маленькие победы.

2. Организации. Группа устроена как директор + помощники (Возможно завучи) в лидерском ядре, сотрудники - участники группы. Тоже ситуация такая сложная: у нас гуманистические ценности, но сложный коллектив, много требований у вышестоящих, много требований у "клиентов" (родителей?) и вообще конфликт онтологий: мы хотим делать социально полезное опираясь на свою эстетику, этику и долг, а с нас требуют надлежащего выполнения услуг. Что делать? Нам нужны инновационные методики? И да, и нет. Нужно развивать коллектив, понимать зачем мы и какая наша сфера самостоятельности, и очень аккуратно меняться. Тут характерные времена о которых нужно думать и стратегирование - 7-10 лет, а это само по себе непросто.

3. Лидеры низовых движений. Тут лидерское ядро - команда НКО, фонда, соц.предпринимательского проекта, причем скорее сборная из 2-3-4 проектов. А группа - текучая общность 20-30 человек, привлеченных на "флаги" и все время то приближающихся, то удаляющихся. Задача - раскачать многотысячное низовое движение. Или другой вариант - стать маленьким но судьбоносным решением. В качестве рутинных целей выбирают "раскачать город на 10000 человек, улучшить в нем условия жизни". При нулевом или близком к нулевому бюджету, при конфликте с крупными игроками (скрытом или явном). Это очень интересная игра, и тут характерные времена должны быть вообще 10-20 лет, а так очень и очень трудно.
Как действует навигатор
Он прикладывает свое усилие к усилию лидеров и группы, направленным на изменение отношений. То есть навигатор занимается КАЧЕСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Не только навигатор это делает - я когда работаю в качестве ведущего, тоже это делаю.

У навигатора есть инструменты: прежде всего карта (и способы картирования), которую он собирает вместе с группой, опираясь на всю доступную информацию и прошлые карты. У него есть комплект интерактивных форматов, в том числе дискуссий, игр, социально-коммуникативных тренингов. И у него есть системы рефлексии и снятия результата, ассессмента, объективизации.

И метафорой всего этого конечно является ИГРА, потому что 1) правила можно менять 2) все это добровольно и только добровольно 3) многие вещи нужно делать одним касанием, легко, иначе не успеть.

Вот такие вот размышления.


"Аквариум": как навигатор договаривается с группой о работе. Беседа Михаил Забелина и команды «Полдень». Он начинал как волонтерский проект. 16 апреля 2011 года в Москве была проведена первая сюжетно-ролевая игра в детском доме. С 2011 по 2021 год нами проведено более 5000 занятий в 80 учреждениях от Москвы до Владивостока, разработано более 90 игровых решений (игры, игровые зантия, цифровые продукты).
Миссия фонда - Помочь подросткам, в том числе сиротам и детям из кризисных семей, расширить границы возможностей и подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Запись "аквариума"
День открытых дверей Школы Навигаторов 9. Сентябрь 2021
Можем работать через игру.
Летом 2021 для того чтобы показать командам, что значит системное развитие проекта, и зачем нужны партнеры, была разработана онлайн игра "Экосистемные крестики-новлики", в которой команда и партнеры проходят совместный путь от недоверия до признания (либо разрыва, как пойдет). Игра подарила командам инсайты, сейчас идет освоение материала.

Запись игры. Лето 2021
Иногда работаем через игру, например "Экосистемные крестики-нолики"


"Лиги и долины" - модель образовательного бюро "Солинг" и Метаверситета, описывающая жизненный цикл команды
Это похоже на Адизеса, но немного иначе
Особое внимание уделяем началу жизненного цикла команды, когда проект совершает только первые шаги. Обычно этот этап остается без внимания, но мы считаем что для социального импакта нужно помогать большему количеству команд выжить и реализовать себя.

Вебинар. Лиги и Долины. осень 2020
Похоже на Адизеса, но немного иначе
Навигируем группы в экосистемах. А если экосистемы нет - помогаем начать ее создавать. Живое тянется к живым!
Экосистема - множество самостоятельных организаций и сообществ, соединенных между собой устойчивыми связями сотрудничества (кооперации). Начало подходу положила статья 1977 Hannan, Freeman. The population Ecology of Organization
Неуспешных в экосистеме нет. "В конкуренции выигрывает тот, кто лучше кооперируется". Слабые связи полноценно работают в экосистеме и ведут к ее созданию.
Все уже происходит. "Управлять можно из любого места". В. Тарасов. Управленческая борьба как базовый навык ХХI века. Мыслить и создавать экосистемы может каждый.
Вебинар. Экосистемы, базовая модель. Лето 2021
Навигаторы / консультанты
Михаил Забелин
Игротехник, социотехник, режиссер интерактивного театра
Концептолог, сотрудничает с компанией «Смыслотека». Игротехник, модератор, вебдизайнер, геолог.
Играет в Го
Алена Сурикова
Сооснователь Метаверситета, концепт-методист
социолог и психолог (СПбГУ), специалист по созданию и настройке сообществ, один из авторов теории доменов.
Более 30 лет ведёт групповые процессы для подростков и взрослых.
Олег Муромцев
Cооснователь Метаверситета, ведущий школы мышления
образовательный дизайнер, коммуникатор, физик (масс-спектрометрия), музыкант (лидер ex. Present Perfect).
Руководил Стартап-Академией в бизнес-инкубаторе «Ингрия».
Алексей Зыков
Соучредитель центра «12 коллегий», психолог, ведущий групп.
Работаю по специальности с 2006 года. Опыт групповой работы более 1000 часов, опыт индивидуальной работы более 700 часов
Дмитрий Захаров
Игропрактик, эколог, мастер ситуационных игр
Разработчик и ведущий многих игр в разных жанрах, инструктор по водному туризму. 14 лет работал со школьниками в Гимназии при ГРМ.
по запросу, онлайн. Или встреча в Санкт-Петербурге
Поговорить
Сессия длится 1 час, 5000р за сессию.
30% скидка командам НКО и образовательных организаций.
Прежде чем встречаться, обсудим в переписке подробности.