Что такое «школа ЭШЭР»
Это регулярные выездные погружения и постоянно действующая команда, которая их проводит. Проект существует с 2007 года.

Мы работаем с подростками и взрослыми, развиваем мышление, проживание. Развитие понимаем как целостное. Для каждой школы выбираем центральное понятие. В группах решаем про него парадоксальные задачи, вечером совместный процесс направленный на переживание, который называется "проект". Проект бывает довольно разным: от театрально или психологически-тренинговых процессов до длинных игр на всю школу.

Важная часть школы - рефлексия. Мы ставим задачи и обсуждаем потом, что получилось, а что не получилось.

Самый кайф, что когда все это вместе происходит, случаются всякие чудеса: получается контакт такого качества с малознакомыми и неожиданными людьми, как обычно, бывает только с близкими. Это похоже на ощущение как будто собирается из кусочков зеркало.

На школах ЭШЭР развивается мышление и самонаблюдение, и диалоговое общение, коммуникация.
Тема школы - Воплощение
Понять, что с «воплощением» не все так просто можно, например, попытавшись перевести это слово на английский языки и увидев разнообразие синонимов и неточность синонимов. Воплощение где-то рядом с «творением» но иное.

С воплощением связаны несколько «вечных» вопросов, то есть таких которыми задаются люди в разные времена и цивилизации (видно по письменным источникам), находят свои частные ответы, но все равно следующим поколениям (нам с вами) приходится заново отвечать. Вот некоторые из них: Воплощение и огрубление. Как быть с тем, что при воплощении идеи огрубляются, превращаются в что-то совсем иное, чем то что видел творец? «Если бы я знал чем все это станет, я бы даже не начинал!» восклицает скульптор, организатор, ученый. Так что же, ничего не воплощать? Тоже не вариант.

Воплощение рядом с вами. Часто можно заметить, что тут рядом что-то воплощается. Поначалу это частное, почти интимное дело. Что-то тихо вызревает. Может стать чем угодно. Как и когда в этом участвовать? Там вообще то скрыто очень много энергии. Надо ли, а если надо, то как, к этому присоединяться? -Летим, птичка, там много вкусного!

И как быть с тем, что ряд «штук» пытаются использовать вот вас в качестве материала для своего воплощения? Быть ли материалом? Быть ли «материалом со своим мнением»? Но кто в наше время спрашивает, чего хочет материал. А если «линять», то как и куда? Ведь везде что-то воплощается. Или не везде.

И наконец, после летней школы с нами - «живые вопросы». И конечно, нам очень надо понять, как же воплощается вопрос?
Кто мы?
Кто мы? Мы на границе богемы и интеллигенции. Многие из нас работают в образовании, в IT, некоторые в науке (но как правило уходят из науки). Есть психологи и врачи-диагносты. Бывают театралы и кинематографисты. Есть филологи и социологи. Есть игротехники. Бывают печники :)
Зачем ехать
За людьми
В одной компании вы встретите социолога, эколога, водителя, школьника и директора, которые общаются на равных и видят друг в друге мыслящих людей
За идеями
Мы много думаем вместе. На школе приходят идеи, которые в городе часто не появляются. Чем лучше вы думаете сами, тем больше идей вы "поймаете" на школе
За опытом
Сможете потом использовать приёмы и техники, которые увидите на школе, в работе и в жизни: со своей командой, в своём сообществе, в своей профессии.
Море и пустыня. Место откуда начинается всё
Из чего состоит школа развития
Днем решаем парадоксальные задачи в группах
Учимся мыслить вместе о том, что не укладывается в привычные рамки. Развиваем гибкость мышления и коммуникацию.
Вечером "проживаем" тему школы через игру и театральные техники
В прямом взаимодействии встречаемся с тем, о чём думаем. Развиваем эмоциональную сферу и живую этику.
В середине "выдыхаем" на студиях
Студии обычно ведут более опытные участники школ. Это пространство для проявления инициативы и взаимного обучения.
Ставим и рефлексируем задачи на развитие
Осознаём свои желания, ставим задачи на развитие: то, что я хочу уметь делать, но ещё пока почти не могу. Понимаем, что удалось, а что не очень.
Правила обязательны для всех
1. Сухой закон: полный запрет на алкоголь и психоактивные вещества на школе.
2. У каждого есть задачи на развитие. Про них можно и нужно открыто говорить.
3. Намерение участвовать. Можно не участвовать в конкретных формах, но тогда на рефлексии нужно будет об этом говорить.
Ну и базово: каждый за себя отвечает.
Это чайник. Но не Рассела, а другой
Метод: откуда взялись школы ЭШЭР?
Схема. генеалогическое древо ЭШЭР
Мы продолжаем линию школ развития, начатых НООГЕН (Красноярск) десятилетия назад.
За 10 лет своего существования мы провели более 60(!) школ развития для подростков и взрослых. Если считать, что в среднем на Школе присутствует 25 участников, за время существования через школы ЭШЭР прошло более 1000 человек.
Летом 2019 года мы приняли участие в образовательном интенсиве университета НТИ "Остров 1022" в Сколково, где в течение 10 дней вели занятия по решению задач открытого типа для руководящих работников ВУЗов.
Как мы мыслим
Схема. Конференция и решающая группа.
Есть небольшой онлайн курс на Stepik о мышлении. Его было бы полезно пройти перед поездкой на школу.

https://stepik.org/course/70599/promo

Метод решения задач парадоксльных задач подходит для ситуаций, в которых нет известных ответов или они по тем или иным причинам вас не устраивают, и необходимо найти принципиально новые ходы.
Созерцать и наблюдать
Команда ЭШЭР
Мы ведём тренинги по работе с ресурсными состояниями, курсы по развитию мышления, организуем конкурсы проектной работы для ВУЗов, проводим игры для НКО.
  • Алёна Сурикова
    Социолог, концепт-методист.
    Корифей, мудрец, этик. Ведущая командной рефлексии
  • Михаил Забелин
    Игротехник, модератор. Играет в Го, делает сайты, пишет тексты объясняющих роликов. Геолог.
  • Агни Соколова
    Тренер ресурсных состояний. Поддерживает живые связи

  • Дмитрий Захаров
    Игромастер.
    Хозяин лагеря, мастер по рыбе
  • Мария Александрова
    Филололог
  • Олег Муромцев
    Музыкант, координатор стартапов. Фронтмен школы мышления
  • Александ Рыкалин
    Программист. https://github.com/arykalin
  • Анастасия Кобзева
    Биолог, учитель
  • Илья Хайкин
    Тангеро
Нас часто спрашивают
Несколько прошедших школ
Вообще их было 63
Лето 2025: Вера
Верю, потому что Он есть или Он есть потому что я верю
Лето 2022: Смех
Без войны не получилось бы.
Лето 2024: Изнанка
Что скрыто от глаз, где лежат причины событий и мотивов.
Место - Дахаб, Синайский полуостров
Примерно где была школа два года назад
Тут будет док куда ехать
Деньги
23 000 р с участника - за саму школу (содержание, проживание, питание).
Сделали цену школы ниже, потому что дорогая дорога. А мы хотим, чтобы вы могли себе позволить развитие!

Дорога до места - самостоятельно. Поможем с трансфером от аэропорта до базы.