школа развития
1-10 августа 2025
ЭШЭР | тема: Вера
Что такое "школа ЭШЭР"
Это регулярные выездные погружения и постоянно действующая команда, которая их проводит. Проект существует с 2007 года.

Мы работаем с подростками и взрослыми, развиваем мышлениее, проживание. Развитие понимаем как целостное. Проводим 6 выездных тематических школ в год. Для каждой школы выбираем какое-то понятие. В группах решаем про него парадоксальные задачи, вечером совместный процесс направленный на переживание, который называется "проект". Проект бывает довольно разным: от театрально или психологически-тренинговых процессов до длинных игр на всю школу.

Важная часть школы - рефлексия. Мы ставим задачи и обсуждаем потом, что получилось, а что не получилось.

Самый кайф, что когда все это вместе происходит, случаются всякие чудеса: получается контакт такого качества с малознакомыми и неожиданными людьми, как обычно бывает только с близкими. Это похоже на ощущение как будто собирается из кусочков зеркало.

Инструментально, на школе развивается мышление и самонаблюдение, и диалоговое общение.
Тема школы:
"Вера"
Вера — что это такое?
Быстрые, неточные ответы:
Там, где дело касается веры, человек может отвечать удивительно резко (с точки зрения окружающих). Как будто там спрятан огромный запас энергии, готовый выплеснуться «на ровном месте».

На веру берутся аксиомы, на которых строится картина мира человека. На чём держатся основные жизненные принципы? На вере.

Вера влияет на мотивы. Иногда ваша вера влияет на мотивы кого-то другого — и это бывает абсолютно мистично и завораживающе.

Вера может ответить на «предельные» вопросы о жизни и смерти. Вера даёт опираться на то, что будет за гранью жизни. Вера даёт возможность саму свою смерть делать фигурой в своей игре.

Вера — это что-то другое, чем «знание», но не менее достоверное для самого носителя. И в ряде случаев события для «обладающего верой» складываются иначе, чем для «не верящего». Почему? А чёрт его знает.

О чём эта школа?
Она о том, что доступно в переживании многим, и при этом очень плохо передаётся словами. Даже плохо замечается. Она о том, как это неуловимое, «мистичное», заметить и выразить — чтобы другой понял. Как не «поговорить о своей вере», а «выразить своё переживание мистичного так, чтобы и другой понял, и я верил себе». Способность верить — кажется, это такая важная способность человека. Но в чём именно она заключается?

Ещё мы размышляем о границе применения — как понятия «вера», так и на практике границы применения такого действия — «верить». Где не надо это делать?

Контекст.
Зимой в Индии, в Гокарне, прошла школа «Миф и символ», на которой мы собрали понятия «мифологический сеттинг» и «миф». Ключевое свойство: и в миф, и в сборку мифов, в сеттинг нужно верить, чтобы они работали. Понятно, что значит «работали». А вот что делать, чтобы верить — непонятно. Поэтому из зимней школы следует практическая школа. И один из парадоксов в её центре — «Как поверить, когда не веришь?» или «Как поверить в иное, чем веришь сейчас? И зачем бы?»

Возможно, в центре школы будет стоять диспут на тему: «Как и в чём следует друг друга уверять?»
Кто мы? Мы на границе богемы и интеллигенции. Многие из нас работают в образовании, в IT, некоторые в науке (но как правило уходят из науки). Есть психологи и врачи-диагносты. Бывают театралы и кинематографисты. Есть филологи и социологи. Есть игротехники. Бывают печники :)
Зачем ехать
За людьми
В одной компании вы встретите социолога, эколога, водителя, школьника и директора, которые общаются на равных и видят друг в друге мыслящих людей
За идеями
Мы много думаем вместе. На школе приходят идеи, которые в городе часто не появляются. Чем лучше вы думаете сами, тем больше идей вы "поймаете" на школе
За опытом
Сможете потом использовать приёмы и техники, которые увидите на школе, в работе и в жизни: со своей командой, в своём сообществе, в своей профессии.
Ум и хулиганство
Из чего состоит школа развития
Днем решаем парадоксальные задачи в группах
Учимся мыслить вместе о том, что не укладывается в привычные рамки. Развиваем гибкость мышления и коммуникацию.
Вечером "проживаем" тему школы через игру и театральные техники
В прямом взаимодействии встречаемся с тем, о чём думаем. Развиваем эмоциональную сферу и живую этику.
В середине "выдыхаем" на студиях
Студии обычно ведут более опытные участники школ. Это пространство для проявления инициативы и взаимного обучения.
Ставим и рефлексируем задачи на развитие
Осознаём свои желания, ставим задачи на развитие: то, что я хочу уметь делать, но ещё пока почти не могу. Понимаем, что удалось, а что не очень.
Правила обязательны для всех
1. Сухой закон: полный запрет на алкоголь и психоактивные вещества на школе.
2. У каждого есть задачи на развитие. Про них можно и нужно открыто говорить.
3. Намерение участвовать. Можно не участвовать в конкретных формах, но тогда на рефлексии нужно будет об этом говорить.
Ну и базово: каждый за себя отвечает.
Ум и хулиганство
Метод: откуда взялись школы ЭШЭР?
Схема. генеалогическое древо ЭШЭР
Мы продолжаем линию школ развития, начатых НООГЕН (Красноярск) десятилетия назад.
За 10 лет своего существования мы провели более 60(!) школ развития для подростков и взрослых. Если считать, что в среднем на Школе присутствует 25 участников, за время существования через школы ЭШЭР прошло более 1000 человек.
Летом 2019 года мы приняли участие в образовательном интенсиве университета НТИ "Остров 1022" в Сколково, где в течение 10 дней вели занятия по решению задач открытого типа для руководящих работников ВУЗов.
Как мы мыслим
Схема. Конференция и решающая группа.
Есть небольшой онлайн курс на Stepik о мышлении. Его было бы полезно пройти перед поездкой на школу.

Метод решения задач парадоксльных задач подходит для ситуаций, в которых нет известных ответов или они по тем или иным причинам вас не устраивают, и необходимо найти принципиально новые ходы.

курс по парадоксальному мышлению на Степик
Команда ЭШЭР
Мы ведём тренинги по работе с ресурсными состояниями, курсы по развитию мышления, организуем конкурсы проектной работы для ВУЗов, проводим игры для НКО.
  • Алёна Сурикова
    Социолог, концепт-методист.
    Корифей, мудрец, этик. Ведущая командной рефлексии
  • Михаил Забелин
    Игротехник, модератор. Играет в Го, делает сайты, пишет тексты объясняющих роликов. Геолог.
  • Агни Соколова
    Тренер ресурсных состояний. Поддерживает живые связи

  • Дмитрий Захаров
    Игромастер.
    Хозяин лагеря, мастер по рыбе
  • Илья Хайкин
    Тангеро, в прошлом IT
  • Мария Александрова
    Филололог
  • Олег Муромцев
    Музыкант, координатор стартапов. Фронтмен школы мышления
  • Александ Рыкалин
    Программист. https://github.com/arykalin
  • Анастасия Кобзева
    Биолог, учитель
Нас часто спрашивают
Несколько прошедших школ
Вообще их было 64 О_о
Лето 2024: Изнанка
Каковы скрытые причины происходящих событий в жизни людей
Зима 2025: Миф
Что такое живой действующий миф и как они живут сейчас
Зима 2024: Граница
Что рождается и что пропадает на границе, какие границы нужны
Место - Лагерь ДЗ на Ладоге
Приозерский район ленинградской области
Деньги
27 000 р с участника. Входит жизнь в лагере, школа, еда.
Дорога до места - самостоятельно.
Поехали!
Когда: 1-10 августа 2025
Где: палаточный лагерь к северу от Приозерска, Ладожское озеро

Заполните форму и попадете в чат с участниками.