Летняя школа ЭШЭР
30 июля - 8 августа. Тема - Смерть
Для кого
Для сообществ и людей, причисляющих себя к тем или иным сообществам.

Для тех, перед кем встал вызов: как развивать самобытность и при этом быть в живой связи с другими – а в пределе с Человечеством
До школы осталось
Дней
Часов
Минут
Секунд
Задайте вопросы, мы ответим вам течение нескольких дней
Почему стоит поехать
Люди
В одной компании вы встретите социолога, эколога, водителя, школьника и директора, которые общаются на равных и видят друг в друге мыслящих людей
Помощь
Вы получите поддержку в том, чтобы экспериментировать с собой: быть разным. Делать то, чего ещё не делал. Пробовать. Находить ответы.
Опыт
Сможете потом использовать приёмы и техники, которые увидите на школе, в работе и в жизни: со своей командой, в своём сообществе, в своей профессии.
Из чего состоит школа развития
Днем решаем парадоксальные задачи в группах
Учимся мыслить вместе о том, что не укладывается в привычные рамки. Развиваем гибкость мышления и коммуникацию.
Вечером "проживаем" тему школы через игру и театральные техники
В прямом взаимодействии встречаемся с тем, о чём думаем. Развиваем эмоциональную сферу и живую этику.
В середине "выдыхаем" на студиях
Студии обычно ведут более опытные участники школ. Это пространство для проявления инициативы и взаимного обучения.
Ставим и рефлексируем задачи на развитие
Осознаём свои желания, ставим задачи на развитие: то, что я хочу уметь делать, но ещё пока почти не могу. Понимаем, что удалось, а что не очень.
Правила обязательны для всех
1. Сухой закон: полный запрет на алкоголь и психоактивные вещества на школе.
2. У каждого есть задачи на развитие. Про них можно и нужно открыто говорить.
3. Намерение участвовать. Можно не участвовать в конкретных формах, но тогда на рефлексии нужно будет об этом говорить.
Ну и базово: каждый за себя отвечает.
Это генератор смыслов
Школы проходят два раза в год последние 6 лет. Эта методика ценна не только для нашего сообщества: ещё мы ведём практикум мышления для Клубов мышления УНТИ
Эксперимент: знаем план школы на первые три дня. Затем школа проектируется "на лету", в связи с тем, что происходит
Открытия: участники привозят со школы инсайты, которые потом интегрируют в жизнь полгода-год, и это приводит к качественным переменам
Школа проходит в палаточном лагере на берегу Ладоги к северу от Приозерска.

У нас красиво :)
Что такое парадоксальные задачи
Парадоксальные задачи открытого типа преломляют в себе одну из граней проблемной ситуации, провоцируя решающих использовать своё воображение и жизненный опыт, и заставляют думать: как могло бы реализоваться невозможное?
Тема школы этого года – Смерть
Смерть — одна из замалчиваемых тем. Феномен, на который «лучше не смотреть». О смерти мало говорят с детьми и со всзрослыми. Особенно о чувствах, которые с ней связаны.


Так было до 2020 год, коронавируса, когда оказалось что легко можно спровоцировать массовую истерику на тегах «мы все умрем», потому что люди настолько не готовы иметь с этим дело, что не готовы посмотреть внимательно на факты и взвесить риски.

Когда оказывается, что взрослые люди отказываются выбирать там, где касается жизни и смерти.

Мы видим, что говорить вслух о смерти (не как ее показывают в видеоиграх и кино, а как она является нам в смерти близких, в тяжелой болезни, когда уже знаешь, к чему идет) не принято и трудно. Более трудно сорокалетним, чем старшим. В прошлых поколениях это было как-то понятнее. Жизнь была другая? и смерть?


В итоге, мы хотим поговорить, осмыслить и изменить наши отношения со смертью. Опираясь на весь опыт культуры. Выбирая и взвешивая. Стоя и свидетельствуя свой опыт и опыт других людей.

Часть школы мы хотим посвятить разбору того, как разные представления о смерти и том, что после смерти, формировали общество. Кому и почему они были полезны, к чему приводили. К чему приводил отказ от них. Чисто социально-культурологический разбор.

Какую-то часть хотим посвятить прямому опыту и рассмотрению смерти как почти физического, биологического явления. Что мы точно знаем, что мы видим, как это происходит.

И в итоге выйти на вопрос — а что же нам делать с нашими представлениями, с нашими мироощущениями своей смертности? Что означает наша смертность. Что умирает, и что воскресает к жизни вечной?



Михаил Забелин
Соавтор школы, участник команды ЭШЭР
Метод: откуда взялись школы ЭШЭР?
Схема. генеалогическое древо ЭШЭР
Мы продолжаем линию школ развития, начатых НООГЕН (Красноярск) десятилетия назад.
За 10 лет своего существования мы провели более 40(!) школ развития для подростков и взрослых. Если считать, что в среднем на Школе присутствует 25 участников, за время существования через школы ЭШЭР прошло более 1000 человек.
Летом 2019 года мы приняли участие в образовательном интенсиве университета НТИ "Остров 1022" в Сколково, где в течение 10 дней вели занятия по решению задач открытого типа для руководящих работников ВУЗов.
Команда ЭШЭР
Мы ведём тренинги по работе с ресурсными состояниями, курсы по развитию мышления, организуем конкурсы проектной работы для ВУЗов, проводим игры для НКО.
Алёна Сурикова
Социолог, концепт-методист.
Корифей, мудрец, этик. Ведущая командной рефлексии
Михаил Забелин
Игротехник, модератор. Играет в Го, делает сайты, пишет тексты объясняющих роликов. Геолог.
Агни Соколова
Тренер ресурсных состояний. Поддерживает живые связи

Дмитрий Захаров
Игромастер.
Хозяин лагеря, мастер по рыбе
Маргарита Кожекина
Филолог, театровед. Изучает игровые формы культуры практически и теоретически
Олег Муромцев
Музыкант, координатор стартапов. Фронтмен школы мышления
Александр Рыкалин
Программист и естествоиспытатель
Мария Александрова
Филолог, педагог, игромастер
Нас часто спрашивают
- Что, прямо в лесу?
- В палаточном лагере на берегу Ладоги. Тропиночки, черника. Большие тенты. За дровами для костра ходим все вместе. Посуду моем горчицей в тазике. Готовят повара.
- Можно на школе отдохнуть? Много будет свободного времени?
- Смена деятельности – это отдых. Свободного времени нет совсем. Точнее, так: никто не запрещает пойти прийти в себя, если мозг вскипел, все люди взрослые. Но процесс запланирован на 14 часов в сутки. С полуночи до 10 утра форматных процессов (почти всегда) нет. Но в это время все (естественно) тусят и делают всё, что не успели доделать днем. Так что спать будем мало, зато жить – очень интересно.
- А что вы там будете делать?
- Даже не знаю, как ответить. Есть два дурацких ответа: "мы будем развивать мышление и эмоциональный интеллект" и "мы найдём путь спасения человечества". Более точный ответ мог бы быть таким: мы будем максимально, насколько это возможно, честны с собой. Мы будем говорить о том, во что верим и во что не верим. Мы будем (насколько это возможно) на опыте проверять гипотезы о природе человека. Мы очень сильно будем Жить, как бы пафосно это ни звучало. Как сказать точнее? ну, если у вас есть опыт игры или спектакля, который вас захватил целиком и стал правдой вашей жизни – вот примерно этого хотим достичь. На выходе каждый принимает решение, что из этого оставить как "опыт внутри отдельной художественной формы", а что взять с собой как важный элемент жизни в городе.
- А это опасно?
- На школе это практически безопасно. А вот на выходе в город очень зависит от того, что вы будете делать. Главное правило – не рвать связей. Ни старых, ни новых, родившихся на школе. Трудную работу по знакомству себя-изменившегося с реальностью – какая она есть – нужно будет проделать, и это требует мужества.
Это путь по лезвию бритвы, и если попробуете делать что-то резкое, будут травмы.
А на самой школе все, наоборот, говорят о том, что вот какое у нас безопасное всё.
- Это всё пустые размышления, эскапизм, уход от жизни. Думайте лучше про освоение Арктики и как не выбрасывать еду! (это обычно вот так императивом и прилетает).
- Просто улыбаюсь.
ЭШЭР – не для всех. Я предупредил.
- Есть ли обязательные правила?
- Да. Примерно три.
1. Сухой закон – полный запрет на алкоголь и психоактивные вещества на школе.
2. У каждого есть задачи на развитие. Про них можно и нужно открыто говорить.
3. Намерение участвовать. Можно не участвовать в конкретных формах, но тогда на рефлексии нужно будет об этом говорить.

Ну и базово: каждый за себя отвечает.
Прошедшие школы
Февраль 2020: Горение
История о золотом, серебряном и радужном огне
Август 2019: школа про время
Главное: мы узнали разные времена в лицо
Февраль 2019: преображение
Различили три типа мистерий
Поехали!
Это кнопка для предварительной регистрации