игра
«Байкал 2050 - чей он?»

28 октября 2021. Иркутск. Шапхаевские слушания.

информационный ресурс для игроков
Форсайтная игра для 60-120 человека оффлайн

Байкал - жемчужина края, России, Мира.
О чем, с кем и на каком языке будут говорить на его берегах через 100 лет?
Кто будет решать его судьбу?

Многие хотели бы владеть им, но Байкал - Великое Озеро, у него свои планы.
В игре встретятся картины мира, в которых Байкал - божество, рубеж, водохранилище, достопримечательность, прародитель, памятник, живой титан…
Игроки в ролях социальных групп будут пытаться разрешить давний спор: кому и чем заниматься на берегах озера.

28 октября в играем на Шапхаевских слушаниях (Иркутск):-
- 13:00 - Начало игры. Постановка на игру, распределение ролей
- 13:30-15:30 - игра (2 часа)
- 15:30-15:45 - перерыв
- 15:45 - 16:45 - съем результатов игры (выгрузка)
- 17:00 - сводная рефлексия по обеим играм - какие результаты, какие выводы
Мы очень много чего можем быстро увидеть и прожить через игру. Игра это серьезно. Игра это по делу. Это то как мы можем получить опыт, который в реальной жизни приходит очень долго. И опыт, который в реальной жизни может стоить очень дорого. Этот опыт можно приобрести через игровые моменты.
Михаил Меркулев
Ведущий эксперт EduNet. играл "Дух Байкала".
Общие правила игры

Термины
Игротехники, мастера - ведущие, организаторы игры
Игроки - все участники игры
Загруз - снабжение игроков необходимой для игры информацией
Рефлексия - обсуждение и осмысление игры

Кто есть в игре
В начале игры мы попросим всех разделиться на подгруппы, таких подгрупп будет 17. Каждая подгруппа - коллективный игрок, представляет определенную общественную силу. Кроме того, со временем у вас может появиться индивидуальная роль в рамках этой силы. Каждый участники начинает игру в составе группы на одной из 7 площадок. Мы моделируем Байкальский регион, Иркутскую область, республику Бурятию. И отдельные элементы позиции СФО, ДВФО, Китая, Монголии и России целиком.

1 Не даем целей, даем контекст
Результат от игры получат те, у кого будут свои проявленные цели. Важно заходить с собственной целью. Игротехники дадут время сформулировать цели, они могут быть почти любые. 5 мин - напишите на бумажке и спрячьте в до конца игры.
Игротехники предлагают контекст, а вам нужно самостоятельно сформулировать, что ваш персонаж в этих условиях хочет.

2 Если вы хотите, чтобы кто-то что-то дал - напишите ему письмо
и отправьте это письмо с посыльным. Игротехник может сфотографировать письмо и отправить в архив, который мы будем использовать, чтобы восстановить ход событий в игре на рефлексии. Возможна предпринимательская инициатива - самостоятельное субъектное полагание, опирающаяся на собственные ресурсы. И социальная инициатива, может требовать общественной поддержки.

3 Ход в игре - взаимодействие между различными субъектами
Играется как обращение к кому-то из других акторов. То есть, либо между площадками, либо хотя бы между стратами на площадке (напр. между бизнес-клубом и общественностью)

4 Силовые взаимодействия: человек в повязке может ограничивать вашу свободу
Игрок в повязке на рукаве ("силовик") имеет право физически держать другого игрока за руку. Вы не можете в этот момент делать то, что он вам запрещает. Если "силовик" успел кого-то схватить, то противостоять другому силовику уже не может. Ношение повязки моделирует ношение огнестрельного оружия (идешь в повязке = идешь с оружием). В начале игры "силовики" есть в локациях "Россия целиком", СФО и ДВФО

5 Кто может выступать с законодательными инициативами
Конституция Российской Федерации, Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения <*>.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
То есть, можно играть законодательную инициативу через все органы власти, которые есть в игре (все локации кроме "городов Байкала")
игра прошла
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
Материалы по итогам игры
Пожалуйста, заполните анкету обратной связи по игре
8 октября в Иркутске в рамках вторых Шапхаевских Слушаний прошла игра «Байкал 2050: чей он?»

Мы делали эту игру потихоньку, но 2 месяца, с тех пор как Алена и Олежа прилетели из Черногории. При том что костяк игры мы придумали командой Слушаний еще в Байкальске, и ощущение было "вот завтра иди и играй", понадобилась куча времени чтобы потрогать разный материал о регионах, подумать, поговорить, убедиться что вот эти сюжеты действительно/кажется идут сейчас в реальности, а вот эти - могут. Сложить это в игру. Тут оказалось, что игра не лезет в игротехников, то есть просто мы не успеваем объяснить/рассказать подробно, успеваем только пунктирно. А потом оказалось, что половина тех кто мог бы играть, ушли на вторую игру, которая шла параллельно. Удивительно и приятно что все же игра запустилась и мало того что шла энергетично, так еще и подарила нам всем огромное количество инсайтов. Представьте, народ после последнего кофебрейка честно пришел на рефлексию, говорил глубок и хорошо. Что мы там наиграли и наговорили я буду еще какое-то время обрабатывать. Но пока что просто усталый и довольный.
Это игра о том, что будет происходить с территорией и жителями. В игре было примерно 40 человек, включая известных экологов и группу подростков из театральной студии. И те и другие получили огромное удовольствие. Игру разрабатывала команда Метаверситета и вела сборная команда из Иркутска и Петербурга. Получилось увлекательное интеллектуальное приключение, почти триллер.

В игре в качестве локаций были представлены Байкал, прибрежные города и поселки. Иркутск с областью и Улан-Удэ с Бурятией. Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Москва в своем многообразии, Китай и Монголия. На локациях происходила внутренняя игра между властью, обществом и бизнесом. Ходом в игре становилась договоренность между общественными силами, предложение инвестпрограммы, законодательная инициатива или общественная компания. По началу игрокам было трудно «въехать», но через полчаса игра «пошла» и было уже не остановить.

Вехи в игре (часть из них — события в игре, а часть — события в «виртуале»)
—2021. Озеро Байкал: последнее предупреждение России от ЮНЕСКО.
—2023. В Иркутске задумались о создании технологического образования и развивается технопарк. Байкал внесен в список «всемирного наследия под угрозой».
—2024 Землетрясение в Улан-Удэ. Конференция о будущем Байкала срочно перенесена в Иркутск.
—2026 Начата разработка Тыйского месторождения железистых кварцитов в Северобайкальске.
—2030 Байкал: объявлена всенародная конференция о будущем
—2031 Конференция закончилась странно. Одно из требований к власти — прозрачность договоренностей и внимание к стратегическим интересам.
—2033. Начато строительств ГЭС «Шурэн» на Селенге. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО приглашает Москву и Улан-Батор к переговорам
—2037. В регионе вводятся передовые технологии добычи полезных ископаемых. Количество опасных рабочих мест в добывающей промышленности сократилось на треть.
—2038. Байкал оцифрован. VR/AR туры по байкалу в режиме реального времени и высоком качестве
—2050. В целом от игры ощущение очень тревожное: кажется, мы в ней проиграли Байкал, и Дух Байкала ощущал себя всю игру крайне дискомфортно, брошенным и незаметным. Один из главных выводов: «это было предупреждение, теперь в жизни надо делать как-то иначе. Как не надо мы уже знаем!»

Сборку игры еще будем делать, проследим события по сюжетам и локациям. Приглашаем игроков поучаствовать в этой работе.

Другая мысль, пришедшая сразу многим людям на рефлексии — подобные игры нужно проводить со студентами, школьниками, бизнесом, властью. Со всеми группами, ради прояснения ситуации. Чтобы мы все тут в этом обществе занимали позиции и начинали действовать, «брать происходящее в свои руки», как сказали игроки на рефлексии. Поэтому видимо в скором времени появятся «Байкальские игры» как постоянно идущий процесс. Ведем об этом переговоры. Судя по отзывам, среда уже готова, и пора делать.
Эта игра - одна из вех на пути, не конец и не начало. Мы хотим,
чтобы вокруг Байкала сформировалось мощное сообщество игропрактиков, которые применяют игры для того, чтобы общество лучше увидело себя.
И чтобы больше групп смогли дейтсвовать осознанно, создавая общую уникальную культуру.
Что дальше?
Планы и мечты. Раздел будет пополняться
Ноябрь - декабрь 2021
обсуждаем планы и календарь игр, семнаров, школ на следующий год. Проводим онлайн обсуждения прошедшей игры. Возможно, проводим маленькие игры "по следам" игры Байкал -2050.
Февраль-апрель
2022
Гибридный курс по игротехнике "Дон Рэбе: искусство дворцовой интриги". Посвящен созданию и заданию на плацдарме сюжетов и управленческой командной борьбе.
В РАМКАХ ЧЕГО? 27-29 ОТКЯБРЯ В ИРКУТСКЕ ШАПХАЕВСКИЕ СЛУШАНИЯ
Метаверситет участвует в Шапхаевских слушаниях. Мы курируем площадку "Образование" и разрабатываем игру для 60-120 участников по будущему Байкальского региона. К участию в слушаниях приглашаются социально активные товарищи из Иркутской области и республики Бурятии, а также товарищей с межрегиональных объединений.
Наша цель - межрегиональная самостоятельная экосистема живых сообществ.

Уважаемые друзья, коллеги, единомышленники, приглашаем принять участие в Форуме "Шапхаевские слушания"!
Форум "Шапхаевские слушания-2021" пройдёт в новом формате с 27 по 29 октября в Иркутске.
Традиционно общественная инициатива проходит раз в два года на берегах Байкала.
В 2019 состоялась первая конференция имени Сергея Герасимовича Шапхаева в г. Улан-Удэ для коллективного понимания современного состояния и проблем охраны Байкальской природной территории.

В 2021 году тема Форума: «Экологическая защита и зеленое развитие территорий с особыми природоохранными требованиями».
В течении 3х дней на Форуме будут разрабатываться решения по Байкальскому региону и обмену опытом с другими эко регионами России. Впервые пройдёт деловая игра развития БПТ с участием жителей, бизнеса и власти.

В сентябре-октябре 2021 года уже идут online экообсуждения, каждый может присоединиться: САЙТ